Проекты домов в стиле райта: особенности и интересные примеры

Основной идеей «райтовского» стиля в архитектуре является максимальная гармония с природой. Такие здания органично вписываются в окружающий ландшафт, становятся естественным дополнением пейзажа и сочетают в себе простоту, комфорт и функциональность. Это идеальный вариант для загородного строительства, а потому дома в стиле Райта с каждым годом становятся все популярнее.

Дома в стиле Райта

Проект дома в стиле Райта

Материалы для строительства и для отделки

Для строительства «райтовских» коттеджей повсеместное распространение получили керамоблоки, красный кирпич, а также натуральный камень. Для монтажа перекрытий в ход идет бетон и деревянный брус. А вот каркасные дома для органической архитектуры непригодны. Редко можно встретить здания, на 100% построенные из древесины, обычно этот материал комбинируют с другими.
В целом в облицовке таких сооружений явно присутствует эклектика. Бетон здесь дополняется натуральной древесиной, грубо обработанным камнем и стеклом.

Самый распространённый дизайн экстерьера предполагает облицовку внешних стен рваным камнем либо декоративным кирпичом с обязательной разбивкой на прямоугольные блоки горизонтальными полосками бетона. Бетон используют для очертания границ парапетов, им обрамляют навесы на окошках и зоны выступов.

Древесину используют только для отделки навесных конструкций и подшивки кровельных свесов. Кровлю делают из черепицы, реже используется профнастил.

Что снаружи: интересный проект бани с террасой и верандой

А снаружи – надежно защищенная стеклянными стенами от холодного ветра и осадков веранда с камином, барбекю и просторным обеденным столом. Сюда можно попасть прямо из комнаты отдыха – так очень удобно сервировать стол, доставляя из кухонной зоны свежеприготовленные деликатесы. Ненавязчивой отсылкой к стилю Райта в этом блоке стала плоская крыша, кстати, идеально гармонирующая со скатами накрытия основной части здания. А особого очарования веранде придает оригинальный формат освещения в виде нескольких потолочных светильников необычной конфигурации.

Однако изюминкой этого стильного проекта бани, на наш взгляд, стала обходная открытая терраса. Она огибает строение в пределах главного фасада, придавая ему, с одной стороны, еще большую основательность, а с другой – легкость и воздушность. Сюда отлично подошли невысокие ограждения из прозрачного стекла, поддерживающие заявленную в проекте концепцию умеренной открытости.

Концептуальные особенности стиля прерий

Архитектуру прерий выделяют броские приметы:

Горизонтальность, приземистость

Здания Райта тянутся вдоль, а не ввысь. «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью». Даже постройки выше двух этажей, если речь о стиле прерий, сливаются с рельефом, припадая к земле, будто кусты, валуны и травы.

Первые дома, спроектированные Райтом, были крестообразной формы или в виде буквы Т. Позже конструкция упростилась, не теряя надежности; сегодня, дома имеют в основе либо простейший прямоугольник, либо экономный Г-образный силуэт. Дома в стиле прерий не воспринимаются высокими, независимо от количества этажей. Этому способствуют упор на форму прямоугольника, доминирование горизонтальных линий, широкие карнизы по периметру дома, заметные выступы кровли и скрытый цоколь.«Взяв за масштаб рост человека, я уменьшил высоту здания, – рассказывал Райт о собственном стиле. – Не веря в иную меру, кроме человеческой, я ввел её в пространственность и распластал в длину массу постройки».

Угловатость, строгость линий

Принцип органичности Райт подсмотрел не только у природы. Его сильно впечатляли японский экстерьер, облик восточных храмов и минимализм, который в те годы начинал восхождение на архитектурный пьедестал. У минимализма Райт «одолжил» лаконизм, линейность и бескомпромиссность геометрии.


Резкую отчетливость прямоугольных фасадов он акцентировал при помощи ортогональных эркеров, пристроек в виде выступов, квадратных колон. Впрочем, несмотря на строгость, угловатость контуров, дома прерий не выбиваются из окружающей среды, не нарушают первую, самую важную заповедь – гармонии с пейзажем.

Сегменты и секции

Дома в стиле Райта целостны, но выглядят так, будто их сложили из отдельных, плоских «коробок». Горизонтально дом делят перепады накрытия, вертикально – колонны и выступы. Самостоятельность сегментов подчеркивают при помощи различия фактур: один выделяют, допустим, кирпичной кладкой, а другой бетоном.

Широкая, плоская кровля

Крыша – очень важный компонент органической архитектуры. Это выразительное средство, которым подчеркивают горизонтальность постройки. А также если дом предполагает два этажа и более, его делят на фрагменты.


Чаще всего кровли «райтовских» зданий 3 или 4-х скатные, с широкими свесами. В ритмике, заданной крышами, отчетливо видны японские мотивы.

Террасы и открытость планировки

Широкая терраса – непременный атрибут жилых построек Райта. Нередко террас даже две. Внутри такие дома тоже привольны: минимум перегородок, все помещения перетекают друг в друга, создавая эффект бесконечности. Комнат меньше, но пространства больше – вот ключевой принцип внутренней планировки.

Огромные панорамные окна

К ним располагает и горизонтальная направленность постройки, и ровные четырехугольники стен. К тому же панорамное остекленение – лучший способ усилить связь дома с окружающей его природой. Огромные стекла, во-первых, обеспечивают достаточный уровень освещенности в дневное время, во-вторых, отражают пейзаж снаружи.Нередко окна оснащают раздвижными механизмами, благодаря чему, если надо, они преобразуются в выход на террасу. Условность границы между пространством наружным и внутренним – ещё один признак архитектуры прерий. Перемычек в стенах из стекла лишь самое необходимое количество, а обрамляют панорамные окна либо бетонными полосами, либо деревянными досками. Дверные проёмы тоже размашистые, прямоугольные. Арок в домах прерий вы не увидите.

Натуральность и комбинированность отделки

Первые особняки Райта были построены исключительно из природных материалов. Бетон, кирпич и стекло сочетались с естественным камнем, керамическими блоками и деревянным брусом, поскольку эклектичность отделки тоже особенность этой стилистики.


Разнородность материалов используется для того, чтобы разграничить дом на сегменты, выделить каждый из них. Допустим, рваным камнем обозначают одну часть помещения, а гладким бетоном или декоративным кирпичом следующую. Что касается кровельного материала, то предпочтение отдается натуральной черепице и профнастилу.

Сдержанность палитры

Приоритетные краски архитектуры прерий – оттенки коричневого, серого цвета, реже и в малых количествах встречается белый. Сочетания красок подобраны так, чтобы отчеркивать линии дома, его углы и секции, не раздражая при этом глаз.Крыша, как правило, темнее стен (этот приём ещё больше вытягивает постройку вдоль), а изнанка свесов либо бежевая, либо белая.

Архитектурные проекты

Дом Роби

Создание: 1909 г. Начало строительства: 1908 г. Назначение: жилой дом Местоположение: Чикаго (США)

Один из самых известных домов прерий. Он отличается респектабельным обликом и пространственной композицией, которые присущи этому стилю. В этот период Райт строил дома со свободной планировкой, где центре обязательно должен был быть камин — неотъемлемая часть всего строения. Подчеркнутый горизонтальный силуэт дома Роби намекает на бескрайние просторы Среднего Запада.

В основе лежит идея летящей, распластанной композиции, согласно которой были спроектированы другие элементы здания: широкие навесы крыши, плоская форма, невысокие этажи. Дом состоит из наложенных друг на друга двух горизонтальных прямоугольных объемов. Бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Дом «Миниатюра», La Miniatura

Создание: 1923 г. Начало строительства: 1923 г. Назначение: жилой дом, вилла Местоположение: Пасадена, Калифорния

Дом Миниатюра — один из первых текстильных блоков, построенных Райтом. Заказчица — Элис Миллард, коллекционер антиквариата и редких книг. Место для строительства выбрано удивительное — это овраг с живописными эвкалиптами. Этот дом в текстильно-блочном исполнении считается одним из главных шедевров Фрэнка Ллойда Райта. Почему же Райт называл свои блоки текстильными?

Долгие годы бетон был ненужным дешевым материалом на строительном рынке. Райт же решил переосмыслить его и превратить в эстетическое заявление. Он предложил делать нестандартные бетонные блоки кубической формы полыми внутри и нанизывать их на арматурные стержни, словно бусины на нитку. Поэтому их стали называть «текстильными». Поверхность блока покрывалась орнаментом, в данном случае напоминающим искусство индейцев майя. Органическая архитектура этого проекта заключалась также в том, что в состав бетона добавлялся песок и гравий со строительной площадки.

Церковь единения в Оак-Парке

Создание: 1908 г. Начало строительства: 1905 г. Назначение: церковь Местоположение: Оак парк, Иллинойс

Достаточно революционный проект для своей эпохи: новая церковь для унитарианской общины была построена в 1908 году. Она была признана не только проектом, определившим стиль самого Райта, но и одним из первых памятников модернизма ХХ века. Позднее Райт заявлял: Душа здания — это пространство, а не его стены». Поэтому дизайн был лаконичный, но полностью отвечающий требованиям прихожан.

Здесь бетон выбран в качестве основного материала, к нему был добавлен орнамент. Пространство церкви разделено на две части: первая часть служит для богослужений, а вторая — для общественных мероприятий. Потолочное освещение и стекла натуральных желтых, зеленых и коричневых оттенков создают ощущение самой природы внутри помещения.

Дом над водопадом

Создание: 1939 г. Начало строительства: 1935 г. Назначение: загородный дом Местоположение: Пенсильвания

Будучи Национальным историческим памятником США, а также эталоном органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта дом был изначально построен для семейства Кауфманн в 1935 г. Считается одним из самых главных архитектурных зданий ХХ в., а также лучшей работой Райта (наравне с музеем Гуггенхайма). В 1991 г. члены Американского института архитекторов отозвались о нем, как о «лучшем и непревзойденном произведении национальной архитектуры».

Райт стремился воспеть природу этого места. Камни для возведения стен добывались в том же районе, а консольные террасы были выполнены из местного песчаника, гармонично дополняющего натуральный камень. Особое расположение создает впечатление, будто они парят над бурлящим водопадом. Архитектор стремился к тому, чтобы будущий дом стал частью местного ландшафта и чтобы не было срублено ни одного дерева при строительстве дома.

В этом проекте Райт сделал акцент на взаимопроникающих пространствах дома, которые символизируют гармонию человека с природой. Общая цветовая гамма имеет светлые тона. Как и в других своих проектах, Райт избегал глухих стен и установил прозрачные ширмы, благодаря которым из любой точки дома открывается живописный вид на местные красоты. Кроме того, Райт избавился от штукатурки внутри дома, и чтобы скрыть каменные стены и железобетон, применил обшивку из дерева.

Тем не менее Райт допустил ошибку в техническом расчете несущих конструкций. Кауфманны наняли инженерную фирму для проверки, и выяснилось, что если не увеличить количество металла в бетонных конструкциях, то дом скоро будет лежать в реке. Конфликт между заказчиками и Райтом удалось погасить не сразу, но в итоге бетонную консоль террасы все же армировали по совету инженеров.

Дом Эннисов

Создание: 1924 г. Начало строительства: 1923 г. Назначение: дом, особняк Местоположение: Лос-Анджелес

Самый крупный и последний особняк в «текстильном стиле» с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков. Это очень масштабный проект, позволивший Райту развернуться и применить множество своих идей. К тому же заказчик, Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, очень интересовался культурой майя. Общность вкусов и бюджет вылились в грандиозное здание из бетонных блоков с особым орнаментом.

Снаружи дом, скорее, напоминает храм, а орнамент часто заставляет относить работы Райта к декоративным решениям, а не конструктивным. Тем не менее внутри это впечатление немного сглаживается. В проекте Райт предпочел точную планировку, отказавшись от свободных переходов, и сам спроектировал интерьер. Гостиная с балконом имеют прекрасный вид на Лос-Анджелес, далее идут симметричная столовая, бассейн и спальни. Здесь Райт уделил особое внимание масштабу каждого помещения, пустые пространства он разбил перепадом высот в две-три ступеньки, ширмами, перегородками, мозаикой над камином и другими деликатными деталями.

Последующие конфликты с заказчиком заставили Райта отказаться от орнаментальных бетонных блоков в новых проектах. Тем не менее хозяевам полюбился построенный для них неординарный дом. В 1968 году он был куплен Августусом Брауном и позднее в 80-х годах передан в Общество по сохранению культурного наследия. К сожалению, землетрясение 1994 года и сильные дожди в 2004 году сильно повредили дом. До сих пор он находится на реставрации.

Музей Гуггенхайма

Создание: 1959 г. Начало строительства: 1943 г. Назначение: музей Местоположение: Нью-Йорк

Здание, не раз подвергавшееся суровой критике, тем не менее считается вершиной творчества Фрэнка Ллойда Райта. Для этого здания Райт подготовил примерно 700 эскизов и потратил 15 лет своей жизни. К сожалению, ни Райту, ни Соломону Гуггенхайму не довелось дожить до открытия музея. Но здание по праву считается одним из величайших достижений современной архитектуры.

Контраст этого проекта с «текстильными домами», а также другими произведениями Райта сразу бросается в глаза. Хотя поначалу Райт скептично смотрел на предложение покровительницы коллекции Гуггенхайма Хиллы фон Ребай о строительстве своего рода «храма» для обширной коллекции современного искусства Гуггенхайма.

Пластичность органических форм передана очень успешно. Снаружи здание производит впечатление ступенчатой пирамиды вавилонского происхождения, а внутри похоже на раковину. Можно подняться на самый верх и спуститься от стеклянного потолка по спиральной лестнице, наслаждаясь при этом богатой коллекцией современного искусства.

Талиесин

Создание: 1911 г. Начало строительства: 1911 г. Назначение: резиденция, студия Местоположение: Висконсин

Невозможно, описывая проекты Фрэнка Ллойда Райта, не упомянуть Талиесин — самый длительный проект архитектора. Речь идет о резиденции самого Райта, названной в честь поэта VI века в память о валлийских корнях своей матери. Буквально название переводится как «сияющий лоб». Это название отразило желание архитектора построить свою резиденцию «на лбу» холма, а не на пике, в полном соответствии стилю прерий. Широкие окна, консольные крыши, материалы из близлежащей каменоломни, полностью сливающийся с местным пейзажем дом, открытая планировка — во всем этом читается настоящий Фрэнк Ллойд Райт.

Судьба дома достаточно драматична. Не менее двух раз он пострадал от пожаров (1924 и 1925 гг.), но был восстановлен и полностью соответствовал прежнему виду, меняя лишь имя на Талиесин II и Талиесин III. Позднее дом стал архитектурной школой и местом проведения программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта.

Как сделать проект?

Обычно за проектной документацией обращаются к специалистам, которые предоставляют клиентам стандартные проекты – их примеры можно детально рассмотреть. Иногда заказчик просит не типовой, а индивидуальный проект. Это может быть коттедж, загородный одноэтажный или двухэтажный дом с гаражом и другими постройками на территории. Это и сравнительно небольшие кирпичные постройки, и каркасные строения. Самостоятельно составить проект может человек с опытом проектирования либо являющийся экспертом в смежных с архитектурой областях.

Часто заказчик и проектная компания, строители работают в тандеме. Будущие хозяева могут нарисовать эскиз дома, а специалисты учтут его как пожелание к будущему строительству.

Часто дом строит компания, а вот все внутреннее оформление, дизайн интерьера берут на себя сами хозяева. В таком случае на помощь приходят насмотренность, сформированный вкус, аналитика схожих удачных интерьеров.

Проектирование домов и коттеджей в стиле Райта

Проектирование коттеджей Райта – это очень серьезная работа, которая может занимать от 2 до 3 месяцев. Именно по этой причине в нашем каталоге не так уж и много таких проектов коттеджей. Если вы выбрали понравившийся вариант из нашего каталога, то мы готовы доработать его до ваших функциональных и эстетических потребностей. Если же наш ассортимент для вас показался скудным, то вы можете заказать индивидуальный проект дома. Мы готовы справиться с поставленной задачей! За 17 лет мы набрались огромного опыта и сформировали отличную команду, состоящую квалифицированных специалистов – архитекторы, конструктора, инженеры.

Типичные черты райта

Масштабность, функциональность, комфорт и декор — то, что неизменно привлекает в такой архитектуре, фото – лучшее тому подтверждение. Ее основная идея заключается в достижении единства с природой, поэтому дома в стиле Райта традиционно используют для загородного строительства. Они гармонично сочетаются с окружающим пейзажем, становясь его частью.

Стилю прерий, как еще называется направление, в котором работал архитектор, присущи следующие принципы:

  • горизонтальная направленность и практически полное отсутствие вертикальных линий. Дома в стиле Райта, как видно по чертежам, преимущественно одноэтажные, приземистые, они как будто сливаются с линией горизонта. Проекты двух- или трехэтажных домов, решенных в райтовской стилистике, как демонстрируют те же чертежи, также невысоки, но при этом они не выглядят чрезмерно тяжеловесными и крупными, поскольку их фасады обычно состоят из объемных частей, сочетающих фактурные стены и стеклянные плоскости;
  • целостность и правильное сегментирование домов достигается использованием геометрических форм. Преимущественно дома Райта сроят Т-образной, Г-образной или Х-образной формы, из-за чего создается впечатление, что их построили из отдельных кубиков;
  • много широких панорамных окон и остекленных поверхностей. На фото видно, что стилистика Райта предполагает наличие больших квадратных или прямоугольных окон, реже – круглых и полное отсутствие аркообразных или выступающих окон;

Внешняя отделка дома в стиле райта

  • плоская темная крыша с объемным карнизом, сильно вынесенная за пределы фасада, тем самым напоминающая японскую пагоду. Особую изюминку в архитектуру домов Райта вносят междуэтажные кровельные выступы, дающие возможность обустраивать длинные балконы;
  • микс отделок и отсутствие вычурных деталей;
  • внутренняя планировка здания предполагает функциональное зонирование с максимальным отсутствием каких-либо перегородок между отдельными помещениями. Кухня, столовая и гостиная, как правило, являют собой единое пространство, отделенное перегородкой от санузла и спальни;
  • наличие камина или очага в центре помещения.

Напутствия будущему архитектору

В 1931 году в Чикаго Райт прочитал известную лекцию «Молодому архитектору». Многие ее тезисы цитируются и по сей день, особенно советы, оставленные мэтром будущему поколению архитекторов:

— Если вы не понимаете того, что все архитекторы мира были хороши в своем роде и в свое время, то забудьте о них.

— Архитектуре нужно быть верным. Не вступайте в архитектуру для того, чтобы зарабатывать на жизнь, если вы не любите ее как живой принцип, если вы не любите ее ради нее.

— Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

— Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

— Срочно начинайте вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что нравится или не нравится.

— Нужно учиться отличать любопытное от красивого. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным. Каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке.

— Приобретите привычку анализировать. Постепенно способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

— Мой учитель говорил: «Мыслите простыми категориями». Имелось в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

— Отбросьте как можно скорее американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

— Не спешите заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

— Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.

— Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Отвлекаясь от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Стиль в архитектуре: дома прерий (Prairie House)

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

Особенности

Такие строения становятся лаконичными дополнениями пейзажа – они и просты, и комфортны, и внешне продуманы так, чтобы взгляд воспринимал дом и его природное окружение единым целым. Такова философия органической архитектуры, основателем которой стал американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт.

Ему не нравились громоздкие, усложненные конструкции, он верил, что здание должно быть дружественным естественному ландшафту. А вдохновителями таких инноваций стали американские степи (вот откуда название «стиль прерий»). Райт за свою жизнь построил огромное количество домов, а еще по его проектам возведены школы, церкви, музеи, а также офисные здания и многое другое.

Характерные черты домов:

  • строения ориентированы горизонтально;
  • дома выглядят приземистыми и угловатыми;
  • фасад зрительно разделяется на несколько секций;
  • планировка строения открытая;
  • отделан дом натуральными материалами в разных сочетаниях.

При этом строения одновременно и лаконичные, и уютные. Здесь не может быть вычурности и помпезности, сложности, элементов, которые нельзя назвать функциональными.

Современные дома чаще прямоугольные или Г-образные, и это делается главным образом для экономии площади под застройку. Дома обычно невысокие, даже 2-х и 3-х этажные. Ощущение приземленности обусловлено горизонтальной ориентацией строений.

Отличительные особенности

Стиль Райта узнается по простому выполнению дома и по его целостности с природным окружением. Подобные строения лаконично дополняют пейзажу и характеризуются следующими основными пунктами:

  • Внешне дом будто составляется из нескольких секций. Такая особенность подчеркивается цветом;
  • Строения смотрятся угловато путем создания большого количества выступов с формой прямоугольника. Это могут быть различные пристройки и эркеры;
  • Планировка выполняется больше в горизонтальном положении. За счет этого создается ощущение приземленности;
  • Дом отделывается разными комбинациями материалов натурального происхождения;
  • Открытый тип здания.

Архитектор Фрэнк считал, что строение должно соответствовать пропорциям человеческого тела, поэтому у таких домов отсутствуют огромные залы и несоразмерно высокие потолки.

Планировка комнат

Первое, на чем можно заострить внимание при знакомстве с органичной архитектурой — это целостность планировки и меблировки. Всякий предмет интерьера подбирается так, чтобы подчеркнуть горизонтальность направления

В таких помещениях продумываются панорамные окошки, объемное пространство и завышенные потолки. Благодаря этому строение смотрится наполненным светом. Известно, что Фрэнк Ллойд не признавал маленьких комнат. Поэтому вместо традиционного разделения единого пространства стенками, в домах прерий границы обозначены подсветкой, мебелью и отделкой. Перегородки предусмотрены только для спальных комнат, ванных и санузлов.

Основная идея планировки органичного пространства заключается в разделении методом зонирования с применением различной отделки. Каждый дом непременно включает открытый балкон или даже несколько. Внутренние помещения отличаются простором, а благодаря плавному переходу из одного помещения в другое создается эффект единого непрерывного пространства.

Дома, которые меняют жизнь

Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и модерн. В чем же все-таки неординарность стиля прерий?

Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое. Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.Райт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.

«Зодчество – это жизнь, — повторял родоначальник стиля прерий. – Во всяком случае, дома должны быть формой, которую жизнь создает».

Графический дизайн Фрэнка Ллойда Райта: язык орнамента

Воздушные шары и пустыня — рисунки для журнала Liberty, 1926
Имя Райта хорошо известно в мировой архитектуре, но его вклад в графический дизайн для многих остается неизведанным. Его интерес к печатной графике начался еще в юношеские годы, когда в своем подвале Райт постигал основы типографской печати. Это увлечение привело его к серьезной работе в сфере графического двумерного дизайна. На протяжении всей карьеры Райт занимался леттерингом, разрабатывал необычные надписи для книг, создавал плакаты, иллюстрации, обложки журналов, брошюры, архитектурные украшения и витражи.

Стоит упомянуть остроумные и смелые графические работы Райта для обложки журнала Liberty. Некоторые из них носили настолько необычный характер, что журнал отказался их использовать. Известно, что Райт создал 12 графических рисунков карандашом, но ни один из них не был напечатан. Его дизайн был построен на основах игры «Дары Фребеля» — это прямые линии и геометрические структуры.

Обложка для журнала Town and Country © www.brainpickings.org

Одна из самых знаменитых графических работ Райта — это рисунок американского флага. Изначально дизайн флага был выполнен Райтом для журнала Liberty, но позднее его опубликовал журнал Town&Country в 1937 г. Это единственный рисунок Райта, предназначенный для Liberty, который когда-либо был напечатан. Райт также был очарован японскими гравюрами и книгой Оуэна Джонса «Грамматика Орнамента» (1856 г.). Книга раскрывала универсальные законы украшения и орнамента.

Источники вдохновения

Сказу стоит оговориться, что говоря об архитектуре Фрэнка Райта, мы говорим о направлении – стиль прерий (родоначальником которого и был Райт). Называется он так не зря. Его прообразом были масштабные степи Великих равнин США. От этих природных линий здания почерпнули общую горизонтальную направленность и приземистость – они будто пытаются слиться с линией горизонта.

Еще один элемент, который без труда будет узнан в архитектуре таких строений – это мотивы восточных храмов: навесные парящие крыши, выходящие далеко за пределы основного фундамента.

Немало Райт почерпнул и в минимализме, который вовсю развивался в начале ХХ века. Но взяв за основу угловатые и функциональные формы, он бережно перенес их в условия натурализма, добавил естественных очертаний, вот и получились – очень удобные и одновременно с этим эстетичные интерьеры.

И, конечно, нельзя не упомянуть о главной парадигме, которой придерживался Райт: природная органичность. Он активно использовал естественный ландшафт в своих строениях: как в сочетании с постройкой, так и стирая границу между ним и зданием. Ярким примером этого является “Дом над водопадом”

Но это – общее. По каким же чертам можно точно определить стиль прерий?

Горизонтальные линии

Как мы уже говорили, горизонтальная ориентация наиболее яркое свойство райтовских стилей. Здания, в которых более двух этажей, все равно будут пытаться стелиться к земле.

Угловатость

И если горизонтальную ориентацию можно назвать матерью стиля прерий, то строгие линии минимализма – отцом. Это дает удивительную особенность: несмотря на угловатость форм, здания гармонично вписываются в природное пространство – будто бы земля на секунду задумалась и приняла геометрически-правильную форму.

Сегментированность

Из предыдущих особенностей проистекает сегментированность таких строений. Горизонтальные линии крыши и межэтажного покрытия делят здание на вытянутые сегменты. А чтобы не терять визуальную поддержку, райтовские дома часто снабжены колонами. Это вертикально-горизонтальное деление создает ощущение того, будто бы постройку создали из отдельных цельных кубиков.

Навесные плоские крыши

Неотъемлемый атрибут стиля прерий. Крыша тут также работает на создание горизонтального силуэта и сегментирует постройку, если этажей два и более. Ах да – выступ крыши, скорее всего, будет и между этажей. Это придает зданию неповторимые очертания и располагает к длинным балконам.

Естественные отделки

Естественность в первую очередь. Потому, наравне со стеклом и бетоном, в отделке используется настоящий камень и дерево. Впрочем, с появлением сайдинга, который прекрасно вписывается в очертания стиля Райта, стали использовать и его.

Одной из самых любопытных особенностей отделки стиля прерий, является активное смешение материалов, Более того – с помощью нее часто подчеркивают геометричность стилистики. Например, укладывая камнем квадрат, который занимает кухня или отдельный сегмент.

Панорамные окна

Горизонтальная ориентация, ровные стены и правильные формы позволяют (более того – располагают!) монтировать высокие и большие окна. Это работает как на архитектуру, так и на интерьер: снаружи дом, отражая окружающее пространство, изящно вписывается в природные красоты, в внутренние площади кажутся больше и получают достаточно количество света.

Кстати говоря: нередким является и использование круглых окон, но что вы точно вряд ли увидите – это аркообразные и выступающие окна классицизма.

Единство с природой

Основным условием класса органических стилей является способность вписываться в природу. Вне зависимости от общих очертаний, они не должны восприниматься отдельно от ландшафта, в котором располагаются. Благодаря восточным мотивам и способам отделки у стиля прерий это прекрасно получается.

Внутренняя планировка помещений

В угоду общей стилистике участка банный комплекс было решено сделать одноэтажным – все же, он не должен выглядеть более монументально, нежели жилой особняк. Места под строение выделили с лихвой – целых 216 кв. м. Поэтому мы смогли без затруднений спланировать здесь все, что может понадобится нашему клиенту и его домочадцам.

Обилие окон наполняет естественным светом даже самые дальние уголки и закутки помещений, умеренная приземистость и горизонтальная вытянутость придает строениям надежную основательность, а широкие свесы крыши защищают стены строений от осадков, а внутренне пространство – от жарких солнечных лучей.

За остекленными раздвижными дверями, к которым ведут широкие ступени, находится небольшой тамбур – преддверие просторного и светлого холла. Попадая в этот холл, мы с вами получаем возможность практически сразу же перейти к банным процедурам, конечно, предварительно посетив санузел с зоной раздевалки.

А процедуры здесь – на любой вкус: тех, кто предпочитает «наподдать парку», ожидает жаркая русская парилка. Тем же, кому высокие температуры и забивающий дыхание пар не по душе, больше подойдет прохладный турецкий хамам.

В нашем интересном проекте бани предусмотрен большой бассейн с душем – в его прохладные воды так приятно погрузить разгоряченное сауной тело. Хотя здесь можно и просто поплавать, например, для утренней бодрости, а затем отдохнуть в уютном шезлонге. Попасть в купальное помещение можно из холла, предбанника или непосредственно через открытую террасу.

Также в этом блоке строения располагается техническое помещение с отоплением, вентиляцией и оборудованием, обеспечивающим функционирование бассейна. И это еще не все.

Повернув из холла вправо, попадаем в довольно большую комнату отдыха. Это – самая просторная внутренняя локация с компактной кухней, комфортной зоной досуга и даже изысканной печью со стеклянным фасадом. Здесь можно не только насладиться релаксом после водных процедур, но и приготовить пару-тройку вкусных блюд. А еще – устроиться теплой компанией за барной стойкой и следить за спортивными событиями на экране ТВ.

Цветовая гамма

Цвета используются только природные. Приоритетно – нейтральные и теплые. Чаще применяются песочный, бежевый, терракотовый, коричневый и серый. Что неудивительно: фактически в любой ландшафт эти цвета вписываются органично. А вот белый, так любимый в средиземноморском греческом или нордическом направлении, почти отсутствует в стиле Райта.

Кровля всегда будет темнее стен, а вот подшивка свесов – светлее. Оформление углов должно быть созвучно цвету кровли. Цветовое решение опирается на минимализм, оно нейтральное и спокойное.

Считается, что пусть сам дом будет сдержанным, а яркими акцентами могут стать цветущие деревья на участке или цветы на клумбе – только естественный декор. Ну и, конечно, зеленая трава, синее небо лучше прочего украсят «дом прерий».

Цвета к тому же приятны для человеческого восприятия, от них не устают, а их сочетание ассоциируется с уютом и защищенностью. А еще они должны подчеркивать угловатость постройки, потому что в случае со стилем Райта это однозначное достоинство дома.

Природные цвета

При выборе цветовой гаммы Райт ориентировался на оттенки, характерные для природной гаммы прерий. В интерьерах преобладают спокойные тона: коричневый, песочный, серый, белый.
На первый взгляд может показаться удивительным, что зеленый цвет используется мало. Но все встает на свои места, если посмотреть на фотографии североамериканских степей: для них характерны именно серо-коричневые ландшафты, где зелень присутствует лишь в виде оттенка.

В целом для интерьеров Райта характерны спокойные лаконичные цветовые решения, подчеркивающие основные стилистические черты интерьера: сегментированность, естественные линии, простоту.

Варианты дизайна

Экстерьер

По задумке автора органической архитектуры планировка подобных домов была крестообразной либо Т-образной. В таком плане несколько прямоугольных блоков пересекались под прямым углом и тем самым формировали прочную конструкцию. Современные райтовские дома имеют в основном Г-видную либо прямоугольную форму — это позволяет экономить земельную площадь под строительство.

Кровля и террасы подчёркивают горизонтальность зданий, а угловатость им продают квадратные колонны, многоуровневые пристройки и другие прямоугольные выступы.

Обычно в таких домах отсутствует высокий фундамент и цоколь, хотя само строение в большинстве случаев строится на возвышенности. Кровля трех- либо четырёхскатная, уклон невелик, практически плоский. Типовой характеристикой кровельной конструкции считаются широкие свесы, этот прием был позаимствован из восточной архитектуры.

Окошки в подобных конструкциях прилегают к крыше, при этом зачастую они размещаются по периметру одной лентой. Чаще всего они имеют прямоугольную либо квадратную форму, при этом ставни не предусмотрены, число перемычек минимально. Оконные проемы обрамлены досками, реже — бетонными полосами.

Интерьер

Дома Райта должны создавать единое пространство с окружающей природой. Неслучайно доминирующая цветовая палитра таких строений основана на тёплых натуральных оттенках — песочный, бежевый, все полутона коричневого, а также серый. Белый тут применяется редко, исключительно в тандеме с другими колерами. Подшивка свесов по традиции светлая, в основном бежевая, а вот крыша темнее стен. Элементы декора проёмов углов подбираются в один тон с кровлей.

Фрэнк Ллойд Райт сумел создать популярное направление, которое символизирует красоту, уют и вместе с тем функциональность. Зародившийся еще в начале прошлого столетия, красивый стиль прерий смотрится как нельзя более актуально и в наши дни.

Стильные аксессуары

Любовь Райта к этническим элементам ярче всего проявляется в аксессуарах. Это и специально подобранный подсвечник квадратной формы, и декоративные статуэтки этнического характера, и японские картины на бумаге, и пестрые ковры с орнаментом на полу.
При этом обстановка не теряет своей сдержанности, не перегружена деталями и в целом весьма минималистична.

Современные последователи стиля прерий постепенно делают дизайн еще более аскетичным, сводя присутствие аксессуаров к минимуму.

Заслуга Ллойда Райта в том, что, соединив минимализм, этнику и природный стиль, он создал неповторимое оригинальное и самобытное сочетание, которое стало направлением в дизайне. Это сочетание камерности и простора, эстетики и удобства, простоты и изысканности.

Даже сейчас, через 100 лет, его интерьеры выглядят современно и органично.

Кто такой Фрэнк Ллойд Райт?

Фрэнк Райт опередил свое время. Писатель, коллекционер, философ, он строил дома, которые полностью изменяли жизнь своих хозяев. Его архитектура свободна и естественна, как он сам. Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 г. в семье церковного сподвижника и учительницы музыки в небольшом американском городке Ричленд-Сентер штата Висконсин. Учился он дома и обожал собирать конструктор «Киндергартен». Когда Фрэнку было 18 лет, его родители развелись. На плечи юноши полностью легла забота о матери и двух сестрах. Райт поступил в инженерный институт, но не закончил его. Работал в нескольких строительных конторах, но из последней был уволен, когда его хозяин, известный в мире чикагской архитектуры Луис Салливан, узнал, что Фрэнк проектирует дома сам. Но уже на следующий год амбициозный молодой архитектор основал собственное агентство. С этого момента началась эра органической архитектуры.

Райт и парадигма органичности

Человек, чьим именем назвали множество домов, родился в 1869 году в Висконсине. Школу будущий великий архитектор не посещал, получая образование дома, инженерный факультет так и не закончил. Несмотря на это (или напротив, благодаря подобным обстоятельствам), таланты юноши развились в полной мере. Фрэнк Ллойд Райт обладал писательским даром, неплохо рисовал, коллекционировал предметы искусства, преуспел в дизайне мебели и тканей, а главное – отличался свежим, неизбитым взглядом на привычные предметы. Настолько неизбитым, что замыслы Райта вполне оценили лишь годы спустя. Он утверждал, что архитектура обязана предвидеть будущее, и его собственная профессиональная стезя доказала это утверждение.

В 1893 году Райт основал строительное бюро, чтобы воплощать нетривиальную идею – мечту об органической, естественной архитектуре. Зодчий-самоучка был уверен: современное строение должно буквально «вырастать» из земли, быть частью окружающей среды, её гармоничным развитием.

«Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу», заявил он в одном из своих интервью. И, можно сказать, Райт посвятил свою жизнь решению этой задачи: он освобождал архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций. Постройки Райта сильно отличались от традиционных в ту пору викторианских особняков. Его манеру нельзя было спутать с чьей-либо другой, невзирая на то, что дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись.

Стиль прерий

Отличительными особенностями данного направления являются:

  • Минимум вертикальных линий. Помещения внутри просторные и обширные, перетекают одно в другое. Перегородки, стены используются минимально.
  • Малоэтажность. Дома строятся, как правило, одноэтажные, иногда – два этажа. Такое строительство распространено в пригородах США. Сам Райт считал, что «необходимо выбираться из городской клоаки», и именно за малоэтажными домами в пригородах будущее.
  • Обилие света в помещениях. Окна проектируются часто панорамные, ленточные. Стеклянных поверхностей в данном направлении используется много. Райт проектировал дома, у которых окна расположены с обеих сторон в комнате. Нередко он использовал стекло и в потолочных перекрытиях, а также целые стены были прозрачные. Вообще, источники света здесь можно найти в самых неожиданных местах.
  • Вынос кровли за линию фундамента. Преобладание горизонтальных линий в архитектуре.
  • Асимметричная композиция. Здание как бы разворачивается во все стороны, допускает возможность пристроек.
  • Наличие террасы, а то и не одной. В таком доме часто используется комбинация закрытых и открытых помещений.
  • Цветовое оформление постройки и интерьера спокойное и сдержанное. Используются оттенки, близкие к тем, что встречаются в природе, окружающем ландшафте. Белый цвет практически не используется, либо в минимальном количестве. Сам архитектор говорил, что «белый цвет – это издевательство над природой и насилие над человеком».

Дизайн интерьера

Внутренняя планировка отличается высокими потолками и обилием свободного пространства. За счет панорамного остекления в помещениях присутствует естественная освещенность. Пространство дома зонируется не с помощью стен, а разделением цветов и материалов в отделке. Например, зона кухни может отделяться от столовой другим цветом стены или природным камнем в отделке. В продолжение идеи горизонтальных линий в интерьере используется низкая мебель – журнальные столики, комоды и диваны. Внутренний дизайн домов Райта во многом дублирует основные черты внешнего облика: строгая геометричность форм, применение натуральных материалов, стремление к единству с окружающей природой. Все это подчеркивает уникальность архитектурного пространства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]