Конструктивные особенности серии и отделка фасадов
Наружные стены П-42 сделаны однослойными, однако с увеличенной толщиной керамзитобетона – до 35 см. У внутренних стен толщина керамзитобетона 18 см, а межкомнатные перегородки изготовлены из гипсобетона (12 см). Межэтажные перекрытия представляют собой сплошные ЖБ-плиты (14 см). В ряде домов серии отмечается неудовлетворительное качество некоторых межпанельных швов и, как следствие, некачественная теплоизоляция помещений.
Фасады в «панельках» башенного типа П-42 облицовывались крупноразмерной плиткой салатового либо белого цветов. В основном дома П-42 имеют один подъезд, однако встречаются и двухсекционные здания этой проектировки, в которых секции соединены под углом.
Кровля П-42 плоская, с внутренним водостоком. Над верхним этажом расположен техэтаж, где размещены инженерные коммуникации. Комфортность домов увеличена благодаря наличию в каждой секции двух лифтов – пассажирского и рассчитанного на 500 кг грузопассажирского. Усовершенствована и пожарная безопасность здания – в П-42 спроектированы незадымляемые лестницы, имеющие выходы на два специальных противопожарных балкона.
Сторожевые корабли типа «Сокол» проекта 42 [Kola class]
Построено: 8
Модификации: нет
К ОБЩЕМУ СПИСКУ |
Опыт Второй Мировой войны, как и Великой Отечественной, анализировался руководством отечественного ВМФ и в связи с этим вносились коррективы в проектируемые и строящиеся сторожевые корабли. Однако многие проекты так и не были реализованы. Главная причина все же была, очевидно, в отсутствии ясного представления о предназначении кораблей этого класса для отечественного ВМФ. В ведущих странах мира, зависимых от морских перевозок, СКР трансформировались в противолодочные корабли: эскортные эсминцы, фрегаты и корветы. Именно они внесли важный вклад в разгром подводных сил стран Оси и обеспечили устойчивость морских перевозок союзников. Поэтому важность и необходимость подобных кораблей в США, Англии и Франции не вызывало сомнения. Однако этот опыт не мог быть распространен на отечественный ВМФ. Оценивая участие надводных кораблей отечественного флота в ВОВ, руководство ВМФ не имело однозначного взгляда именно на СКР предвоенного проекта 39. На Черном море они использовались совместно с ЭМ типа «Новик» во всех операциях, но очень редко по своему основному назначению, а на Балтике их использование вообще было ограничено большой минной опасностью. На Севере для охраны внешних конвоев были необходимы корабли класса ЭМ и выше, так как кроме воздушной и подводной угрозы всегда существовала угроза и со стороны надводного противника. Кроме того, северный театр учитывая более жесткие требования по мореходности, которым тогдашние СКР, в частности, пр.39, не вполне отвечали. В прибрежных водах, где проходили внутренние конвои, была велика минная угроза и эти корабли приходилось также как и транспорта обеспечивать тральщиками. Опыт ВОВ показал, что для несения дозорной службы и проводки внутренних конвоев наиболее эффективно использовались тральщики и охотники за ПЛ (МО и БО). Несмотря на все эти факты, очевидно, в силу традиций (раз имеется такой класс корабля в ВМФ, то необходимо придумать ему задачи и продолжить их строительство) или иных причин в июне 1947 г. было принято решение о разработке СКР проекта 42. 29 июля 1946 года Главнокомандующим ВМС было утверждено ОТЗ на проектирование СКР. В этом документе было определено назначение корабля: эскортирование конвоев; несение дозорной службы; участие в десантных операциях; постановка минных заграждений.
Важной особенностью проектирования этого СКР было то, что впервые после 1917 г. обоснование ТТЗ велось на конкурсной основе двумя конструкторскими бюро – ЦКБ-32 и ЦКБ-53. Проектирование осуществлялось в двух вариантах – с дизельной и паротурбинной установкой. Трансформация взглядов на СКР привела к тому, что в ТТЗ водоизмещение было окончательно установлено в 1300 т при дальности плавания до 2000 миль. При этом сохранялась традиционная для отечественных СКР артиллерия 100-мм калибра. Заданием на разработку проекта явилось Постановление Совета Министров Союза ССР от 21 июня 1947 г. В развернутом ТТЗ, утвержденном Главкомом ВМФ, уже предлагался только паротурбинный вариант ГЭУ. Проектирование сторожевого корабля было поручено ЦКБ-32 (г.Калининград).
Технический проект был выполнен ЦКБ-32 в декабре 1947 г. Неустойчивость взглядов на задачи проявлялась в том, что в процессе выполнения технического проекта по требованию ВМФ прорабатывался вариант размещения на корабле трального вооружения. Рассмотрение в ВМС технического проекта затянулось до апреля 1948 г. ГК ВМФ принял решение утвердить технический проект без трального вооружения, с одновременным увеличением запаса больших глубинных бомб до 48 штук и с увеличением количества бомбометов до четырёх. Таким образом идея совмещения функций СКР и тральщика (СКР-ТЩ), появившаяся по опыту использования кораблей в Великой Отечественной войне была временно отброшена.
После довольно длительной корректировки и отработки технического проекта во второй половине 1948 г. началась подготовка рабочего проекта и МСП в г.Калининграде. Главным конструктором пр.42 был Д.Д. Жуковский, главным наблюдающим от ВМФ – капитан 1 ранга А.П.Сагоян. Разработанный проект СКР имел несколько принципиальных новых решений, впервые внедряемых в отечественное кораблестроение после 1917 года. Впервые в отечественном флоте был разработан проект СКР гладкопалубной архитектуры (подобная архитектура была несколько раньше внедрена в ЭМ пр.41, однако раньше вступили в строй СКР пр.42) с цельносварным корпусом. Также впервые винты и два руля корабля такого класса не выступализа основную плоскость и таким образом было обеспечено сравнительно безопасное плавание корабля на отмелях и в устьях рек. Наличие двух рулей позволило обеспечить высокую поворотливость.
Впервые на кораблях такого класса была установлена универсальная артиллерия главного калибра (100-мм орудия Б-34УСМ), что в условиях постоянного роста воздушной угрозы было исключительно актуальным. Наконец, на кораблях проекта 42 впервые в практике отечественного судостроения, в серийном масштабе, внедрен переменный трёхфазный ток (50 Гц, 220 В), что позволило в электроприводах использовать синхронные электродвигатели, весьма надежные в эксплуатации, которые также легче, дешевле и проще в изготовлении, чем электродвигатели постоянного тока.
Стандартное водоизмещение корабля было определено на испытаниях в 1339 тонн. Осадка корабля даже при полном водоизмещении в 3,36 м позволяла ему без подготовки подводной части осуществлять переходы по внутренним водным путям (последним местом службы 3-х СКР проекта 42 стало Каспийское море). Корпусные конструкции были выполнены по нормам прочности 1944 года. Отсутствие полубака дало возможность более рационально использовать работу материала самого корпуса для обеспечения его общей прочности. Данное обстоятельство имело важное значение после того, как во время ВОВ было выявлено, что все наши надводные корабли постройки после 1917 года имели слабые корпуса. Скорость, полученная на испытаниях, была выше проектной и составляла на полном ходу 29.65 узла. Мореходные испытания проводились при волнении моря 6 баллов и ветре в 8…9 баллов 28 марта 1951 года в Гданьском заливе. Они показали, что на скорости до 24 узлов потеря скорости хода составляла всего 0.5 узла, бортовая качка была меньше чем у эсминцев пр.30-бис. Заливаемость полностью отсутствовала, а небольшое забрызгивание наблюдалось только эпизодически. Маневренные элементы корабля были очень хорошие. Так, диаметр циркуляции на полном ходу составлял всего 4.7 длины корабля. Это было достигнуто наличием двух рулей. В период ходовых заводских и государственных испытаний, вследствие вибрации кормовой оконечности корабля были обнаружены трещины в наборе и переборках в районе 168-179 шп. Устранение выявленных повреждений выполнено путем установки дополнительных подкреплений в районе 145-179 шп., в соответствии с чертежами, согласованными с ЦНИИ им. А.Н.Крылова и 1 ЦНИИ МО.
Расположение механической установки было выполнено эшелонно с размещением её в четырёх отсеках. В качестве главных двигателей использованы два турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 28 000 л.с. в двухкорпусном исполнении. Два главных котла треугольного типа КВ-42 обеспечивали суммарную паропроизводительность в 146 тонн пара в час при рабочем давлении в 28 кг/кв.см и температуре перегретого пара 370°С. Дутьё – вентиляторное, в закрытое котельное отделение. Дальность плавания ходом в 13.7 узла при полном запасе топлива в 300 т составляла 2810 миль, а при наибольшем расходуемом запасе в 360 т достигала 3300 миль.
На корабле установлены четыре универсальные 100-мм артиллерийские установки Б-34УСМ и четыре 37-мм автомата в двух спаренных установках В-11М. При стрельбах механизмы артустановок работали удовлетворительно, однако, имело место неполное сгорание флегматизатора, остатки которого попадали в камерную часть ствола, вследствие чего при очередном заряжании патрон не доходил до места, что вызывало пропуск стрельбы. Для управления огнем артиллерийских систем и автоматов установлена система приборов управления стрельбой «Зенит-42». На корабле был временно (из-за неготовности штатного СВП-42) установлен пост наводки орудий СВП-29-РЛМ, имевший много недостатков (из-за этого СКР имели лишь СВП с оптическими дальномерами, а РЛС были демонтированы). Трехтрубный торпедный аппарат, установленный на корабле, обеспечивал стрельбу только прямоходными парогазовыми торпедами типа 53-38У и 53-39 по надводным целям. Если в ВОВ даже отечественными ЭМ всего несколько раз использовалось торпедное оружие против надводных целей, то предположение, что СКР сможет его использовать в будущей войне по всей видимости было ошибочным. На корабле впервые уже на стадии проектирования были размещены два реактивных бомбомета РБМ. Они имели постоянный угол возвышения в 45 град. и дальность стрельбы всего 260 м. В связи с этим государственная комиссия высказала опасение, что из-за большого радиуса циркуляции (около 2 каб.) и малой дальности стрельбы РБМ (1,4 каб) возможно попадание корабля в зону взрывов бомб залпа, если он будет идти большим ходом. Комиссия считала целесообразным усовершенствовать реактивную установку, сделав ее наводящейся, стабилизированной по углу метания и с осуществлением наводки по данным гидроакустической станции (ГАС). РЛС «Риф» имела мертвую зону 2 каб., а дальность обнаружения надводной цели класса СКР – 11 каб (20 км). РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1М4» имела дальность обнаружения воздушной цели типа легкий бомбардировщик при его полете на высоте 3000 м – 25 каб (46 км). ГАС «Тамир-5М» показала свои спецификационные данные, т.е. дальность обнаружения ПЛ на ходу 16 узлов составляла 16 каб., а на ходу 18 узлов – 11.7 каб. Единственное серьезное замечание получила аппаратура опознавания «Факел-М», которая была не принята комиссией. Дело в том, что ответные устройства этой аппаратуры срабатывают от работы своих станций и излучают код сигналов в эфир без запроса извне! Все оружие и вооружение могло использоваться без ограничения при волнении до 4 баллов и с небольшими ограничениями до 6 баллов.
В заключительном протоколе комиссия Государственной приемки головного корабля проекта 42 отметила: корабль полностью отвечает оперативно-тактическому назначению; имеемый неизрасходованный запас водоизмещения при наличии запаса остойчивости может обеспечить при необходимости установку на корабль дополнительных 3-х установок В-11М; СКР пр.42, как имеющий вполне удовлетворительные мореходные качества, хорошую всходимость на волну и управляемость, одновременно имеющий большую дальность ппавания, с успехом могут быть использованы на Северном и Дальневосточном морских театрах. Однако последние три из них закончили свою службу на Каспийском море уже в 1990-х годах.
Несмотря на все положительные результаты, полученные при испытаниях, СКР пр.42 был построен ограниченной серией на одном заводе. Причин в отказе от крупносерийного строительства этих кораблей можно найти достаточно много, и прежде всего решение Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина. Это решение имело много причин. Некоторые не нашли документального выражения и остались лишь в обрывочных воспоминаниях руководителей тех лет. Прежде всего продолжалась эволюция взглядов на корабли этого класса со стороны высшего военного и политического руководства. Вновь возник вопрос, на который так и не было четкого ответа в тот период: «Какие же конвои должны были охранять эти корабли?» Ведь развитие экономики СССР в послевоенные годы было вновь ориентировано на «круговую оборону от империалистов и полную автономность государства». А для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались корабли меньшего размера. Наконец, и в техническом отношении эти корабли были не совсем современными из-за достаточно устаревшей ГЭУ с дутьём в котельное отделение и сравнительно слабым противолодочным вооружением. Во всяком случае по личному указанию И.В.Сталина началась разработка ТТЗ на новый СКР с полным водоизмещением в 1200 тонн проекта 50.
Модификации. В процессе службы на некоторых кораблях пр.42 пост наводки орудий СВП-29-РЛМ был заменен на СВП-42 с РЛС управления стрельбой «Якорь-М», старая РЛС общего обнаружения «Гюйс-1М4» заменена на «Фут-Н», бомбометы типа РБМ заменены на РБУ-2500 «Смерч» с боезапасом 128 РГБ-25.
Программа строительства. Головной СКР был заложен в Калининграде на ) 17 августа 1949 года, спущен на воду 11 сентября 1950 года, вступил в строй 29 июня 1951 года. До 1953 года на этом же ССЗ была построена вся ограниченная серия из 8 единиц.
Статус. СКР «Гриф» и «Кречет» первоначально в 1952-53 гг. входили в состав Морских погранчастей МГБ СССР и несли службу в Баренцевом море в качестве ПСКР, но 23.12.1953 г. были возвращены ВМФ. Два корабля до списания в 1970-х гг. использовались на Каспии в качестве учебных. Три СКР были превращены в УТС, а один – в ПКЗ. Головной корабль этого проекта – «Сокол» находился в списках флота вплоть до 1986 года, остальные были списаны в 1960-70-х годах.
Фотогалерея СКР пр.42: | |||
СЕРИЯ:
Название | з/н | заложен | спущен | в строю | исключен |
«СОКОЛ» (УТС-256) | 100 | 17.8.1949 | 11.9.1950 | 4.12.1952 | 20.6.1986 |
«БЕРКУТ» (УТС-7) | 101 | 25.4.1950 | 2.4.1951 | 10.5.1952 | 26.10.1965 |
«КОНДОР» | 102 | 28.6.1950 | 27.5.1951 | 10.5.1952 | 26.1.1970 |
«ГРИФ» («Советский Азербайджан», ПКЗ-26) | 103 | 18.9.1950 | 3.9.1951 | 25.10.1952 | 21.5.1981 |
«КРЕЧЕТ» («Советский Дагестан») | 104 | 15.12.1950 | 27.11.1951 | 18.12.1952 | 28.6.1977 |
«ОРЛАН» («Советский Туркменистан») | 105 | 30.4.1951 | 9.5.1952 | 17.3.1953 | 22.11.1976 |
«ЛЕВ» (УТС-257) | 106 | 30.4.1951 | 24.5.1952 | 17.3.1953 | 18.8.1971 |
«ТИГР» | 107 | 1.7.1952 | 29.9.1952 | 25.4.1953 | 1.10.1974 |
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ >>>
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Водоизмещение, тонн: • стандартное • полное | — 1 339 1 679 |
Основные размерения, м: • длина наибольшая (по КВЛ) • ширина наибольшая (по КВЛ) • осадка наибольшая (средняя) | — 96,1 (90) 11 (10,25) 3,96 (3,14) |
Главная энергетическая установка: • 2 паровых котла КВ-42, 2 ГТЗА суммарная мощность, л.с. (кВт) • турбогенераторы, мощность, (кВт) • дизель-генераторы, мощность, (кВт) | котлотурбинная — 27 820 (20 450) 2 Х 150 2 Х 100, 1 Х 50 |
2 вала; 2 гребных винта | — |
Скорость хода, уз: • наибольшая • экономическая | — 29,6 13,7 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) | 3300 (13,7) 670 (29) |
Автономность, сут. | 10 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) | 211 (14) |
ВООРУЖЕНИЕ | |
Артиллерийское: • 100-мм АУ Б-34УСМ • 37-мм АУ В-11М | — 4 Х 1 2 Х 2 |
Торпедное: • 533-мм ТА ТТА-53-42 | — 1 Х 3 |
Противолодочное: • РБМ или РБУ-2500 • БМБ-1 • глубинные бомбы РБМ (или РГБ-25) / БПС • бомбосбрасыватели | — 2 Х 4 или 2 Х 16 4 Х 1 48 (128) / 36 (+12) 2 |
Минное: • морские мины на палубе вперегруз | — до 20 |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ | |
БИУС | • «Звено-42» |
РЛС обнаружения НЦ | 1 х«Риф-1» |
РЛС обнаружения ВЦ | 1 х«Гюйс-1М4» или «Фут-Н» |
НРЛС | 1 х «Висла» |
ГАС | • «Тамир-5Н» |
средства РЭБ | «Бизань-4» РТР |
РЛС управления огнем | 1 х «Якорь-М» или «Вымпел-2» для артиллерии ГК (в составе СВП) |
командно-дальномерные посты | 1 х СВП-29-РЛМили 1 х СВП-42 1 хРАС-У |
средства связи | набор средств |
РЛС госопознавания | • «Факел-М» или «Нихром» («Никель-К» + «Хром-К») |
Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»
Поделиться в социальных сетях:
Особенности квартирных планировок
Планировка квартир в П-42 «коридорного» типа, а все комнаты изолированные. Несущими стенами являются все наружные и межквартирные (поперечные и продольные). Достоинством квартир модификации П-42 являются большие площади кухонь и лоджий, а также раздельные санузлы. Кухни П-42 при сдаче дома уже оборудованы электрическими плитами.
Однако теплоизоляция квартир оставляет желать лучшего, а поэтому в настоящее время во время ремонтов собственники жилья обычно производят дополнительное утепление наружных стен.