Недвижимость
00:00, 16.12.2020 7 Сюжет: Дом в фокусе
И зачем вообще нанимать архитектора
Фото: happymodern.ru
Прежде чем приступать, собственно, к строительству, нужно сначала определиться с проектом дома. В зависимости от того, кто будет строить ваш дом — частная бригада или строительная компания, вы определитесь с тем, будет ли проект дома типовым или индивидуальным, будете ли вы вообще его заказывать или обойдетесь рисунками от руки. Специалисты рынка советуют все же не экономить на проекте и нанять архитектора для его разработки. Разбираемся, как выбрать этого ценного специалиста и какие внешние признаки помогут убедиться в его компетентности (или некомпетентности). А помогает нам в этом руководитель строительной компании KingDom Игорь Суслов.
Вилла Томаса Джефферсона в Монтичелло (1769–1784)
США, штат Вирджиния, Шарлотсвилл, Томас-Джефферсон-паркуэй, 931
Томас Джефферсон. Картина Рембрандта Пила. 1800 год © Wikimedia Commons
Томас Джефферсон, американский аристократ, дипломат и одно время президент Томас Джефферсон — третий президент США с 1801 по 1809 год., — архитектор одного здания, которое он строил всю жизнь. Это усадебный дом на плантации Джефферсона в Монтичелло. Облик дома традиционен, а его техническое оснащение революционно. Там много инженерных находок, часть из которых станет повседневностью только в следующем столетии, а другие совершенно бесполезны: туалеты со смывом, кухонный лифт, устройство, позволяющее писать на бумаге, одновременно создавая копию (нечто вроде ксерокса на мускульной тяге), и скрытый в полу сложный механизм, благодаря которому, толкнув одну из створок дверей, открываешь обе. Словом, это какой-то дом сумасшедшего ученого. Так и представляешь, как в одном из его просторных подвалов Джефферсон пытает Джеймса Бонда. Дом архитектора, особенно в XX веке, это экспериментальная площадка. Дом Томаса Джефферсона — первый в этом ряду.
1 / 6
Усадьба Монтичелло© Martin Falbisoner / Wikimedia Commons, 2010
2 / 6
Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011
3 / 6
Cадовый павильон в усадьбе Монтичелло© Mr.TinDC/Flickr, 2008
4 / 6
Столовая в усадьбе Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011
5 / 6
Усадьба Монтичелло© Carol M. Highsmith / Library of Congress, 2015
6 / 6
Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011
Дом Имзов
Год постройки: 1945—1949 Место: Лос-Анджелес, Калифорния, США Материалы: стекло, сталь, бетон, алюминий, дерево
Дом супружеской пары дизайнеров Чарльза и Рэй Имзов в пригороде Лос-Анджелеса спроектирован в рамках программы по строительству экспериментального жилья. Архитекторы, принимавшие участие в этой программе, использовали в своих проектах новейшие материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Дома должны были демонстрировать современный стиль и быть простыми в строительстве. Дом Имзов, изначально строившийся как показательный конкурсный объект, впоследствии стал их собственным.
Здание находится на склоне холма и опирается на массивную подпорную стену из бетона. Само строение состоит из двух стеклянных прямоугольных блоков, в одном из которых размещается студия-мастерская, а в другом — жилые помещения. Стальные рамы заполнены разнообразными как по цвету, так и по размеру прямоугольными вставками — панелями из стекла, алюминия и асбеста. Дом Имзов кажется живым воплощением абстрактных полотен Пита Мондриана.
Интерьер пестрит разномастной мебелью из натуральных материалов и многочисленными декоративными предметами. Четкое разделение пространства отсутствует. Обилие дерева, мягкий рассеянный свет, проникающий через разноцветные панели, и некоторая творческая хаотичность — все это создает особую, очень личную атмосферу.
Дом Джона Соуна (1792–1824)
Великобритания, Лондон, Линкольнс-Инн-филдс, 12, 13, 14
Джон Соун. Картина Томаса Лоуренса. 1828–1829 годы © Wikimedia Commons
Джон Соун — самый неклассический из архитекторов классицизма, а его дом — самое странное из его произведений. Архитектор постепенно расширял его, покупая соседние владения, перестраивая их и застраивая дворы. В итоге получился запутанный и тесный лабиринт с комнатами разных размеров и форм, незаметными дверями в углах, «колодцами», объединяющими этажи, и потоками света, льющимися из невидимых щелей сверху, сбоку и иногда, кажется, даже снизу. Соун, как любой английский просвещенный дворянин той эпохи, собирал антики и живопись и пристраивал к дому все новые помещения, чтобы было где разместить постоянно растущую коллекцию. Экспонаты так густо покрывают стены крошечных залов, что трудно пройтись по дому, не задев ухом или носом какой-нибудь римский мрамор.
1 / 7
Дом-музей Джона Соуна© Ewan Munro / Flickr, 2008
2 / 7
Дом-музей Джона Соуна© Wikimedia Commons, 1983
3 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
4 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
5 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
6 / 7
Дом-музей Джона Соуна© Kotomi/Flickr, 2008
7 / 7
Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980
Бревенчатый дом с сауной 90 м² из сухостойной сосны
Количество просмотров >21300
Месторасположение: ФинляндияПлощадь: 90 м²Этажность: 1 этажТип дома: срубФото: Hawkhill Nature
Загородный дом Villa Maria был сложен из сосны кело. Одноэтажная постройка в плане имеет форму прямоугольника, ее площадь — 90 м². Строительство из сухостоя имело немало выгод в сравнении с бревном естественной влажности: коробление венцов практически минимально, материал не меняет цвет, а появление плесени и микроорганизмов было заведомо исключено.
Заметим, что технология финской рубки обеспечивает отличную защиту от влаги и ветра. При русской рубке продольный паз остается открытым. Финские мастера делают паз закрытым: его особенность — в более вогнутой форме, так что утеплитель полностью скрыт. Поэтому в процессе эксплуатации финский дом не требует конопачения.
Что же касается чаши, она имеет трапециевидную форму. Шип обеспечивает идеальное сопряжение венцов, причем в процессе усадки происходит уплотнение соединений.
7
Дом Виктора Орта (1898–1901)
Бельгия, Брюссель, Рю-Америкен, 25
Виктор Орта. 1900 год © Wikimedia Commons
Виктор Орта изобрел архитектуру ар-нуво. До Орта в стиле ар-нуво (он же стиль модерн) делали мебель, лампы и настольные статуэтки — и никому не приходило в голову, что в том же стиле можно выстроить целый дом. Поэтому четыре особняка, которые Орта построил в Брюсселе, включая его собственный дом, считаются важными достопримечательностями города, музеефицированы и бережно сохраняются со всей обстановкой. Все архитекторы ар-нуво строили для себя особняки (а Федор Шехтель целых два), но первоначальную обстановку полностью сохранил только особняк Орта. А в домах ар-нуво обстановка — самое ценное. Их мебель, двери, фурнитура — словом, все интерьерные мелочи создавались в единственном экземпляре, как неотъемлемые части только этого здания.
1 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Francisco Antunes / Flickr, 2010
2 / 8
Дом-музей Виктора Орта© María Ouro / Flickr, 2007
3 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011
4 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Wikimedia Commons, 2011
5 / 8
Дом-музей Виктора Орта© mksfca/Flickr, 1997
6 / 8
Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011
7 / 8
Дом-музей Виктора Орта© tsoleau/Flickr, 2008
8 / 8
Дом-музей Виктора Орта© bookchen/Flickr, 2008
Дешевый дом 30 м² с сауной, построенный двумя студентами на заболоченном участке
Количество просмотров > 48300
Месторасположение: США Авторы проекта:
studio politaire
Площадь: 30 м²Этажность: 1 этажТип дома: каркасныйФото: André Boettcher
Студенты-архитекторы Тимм Бергманн и Йонас Беккер решили проверить себя и спроектировать дом. Жилище они строили вдвоем, лишь иногда прибегая к помощи друзей. Бюджет был ограничен суммой в 12 000 евро.
Каркас дома установили на фундаменте из оцинкованных водопроводных труб, которые местный подрядчик сварил вместе. Для строительства применяли в основном натуральные материалы. Так, коробка собиралась из пиломатериалов местного производства и многослойной фанеры.
Чтобы не выйти за пределы жесткого бюджета и проверить технологию, почти все работы студенты сделали сами.
На участке отсутствовали какие-либо коммуникации, в настоящее время дом даже не подключен к электричеству. За тепло отвечает металлическая дровяная печь, а также печь в сауне. Биотуалет установили во дворе.
4
Дом Рудольфа Шиндлера (1921–1922)
США, штат Калифорния, Западный Голливуд, Норт-Кингс-роуд, 833
Рудольф Михаэль Шиндлер © ncmodernist.org
С современной точки зрения это не дом, а хостел. В нем нет спален, гостиной и столовой, а есть несколько комнат, каждая из которых предназначена для одного человека, и одно общее хозяйственное помещение. Конструкция у него тоже необычная: вместо фундамента — плоская плита бетонного пола, одни стены — из слоистого бетона, как торт «Наполеон», а другие — стеклянные, решетчатые и раздвижные, как в традиционной японской архитектуре. Шиндлер при жизни был известен, но не знаменит. Его постройки были слишком экспериментальными, чтобы нравиться широкой публике. Зато наши современники, калифорнийские архитекторы-деконструктивисты, считают Шиндлера своим предшественником, боготворят его и бесконечно обсуждают, как сберечь его дом.
1 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Chris Mottalini / ncmodernist.org
2 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Julius Shulman / Wikimedia Commons, 1997
3 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001
4 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001
5 / 5
Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001
«Кабанон» Ле Корбюзье
Годы постройки: 1951—1952 Место: Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция Материалы: дерево, фанера
Не дом, а скорее хижина — последнее пристанище великого модерниста на Лазурном берегу Франции, в котором он провел последние годы жизни. Небольшое пространство площадью 15 м², чуть меньше корабельной каюты, — образец минимального жилища архитектора. Хотя внешне хижина и напоминает традиционную бревенчатую постройку, она тщательно спроектирована по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе пропорций человеческого тела.
«Ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Маленькая ячейка в царстве человеческого существования, в которой была предвидена любая случайность»
В доме, изготовленном из сборных деталей и вызывающе скромных материалов, есть все необходимое: рабочее место, зона отдыха, шкафы для хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции. Стены украшены яркой настенной живописью, а потолок покрыт слоем краски. Возведенный рядом с рестораном, дом не нуждался в кухне: дверь вела прямо в обеденный зал.
Единственное здание, спроектированное Ле Корбюзье исключительно для себя, сложно назвать бездушной «машиной для жилья». Несмотря на очевидное противоречие некоторым принципам модерниста, хижина является исчерпывающим доказательством того, что строгое соблюдение пропорций и внимание к свету — ключи к совершенству в архитектуре.
Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)
Нидерланды, Утрехт, Принс-Хендриклан, 50
Геррит Томас Ритвельд. 1962 год © Wikimedia Commons
Геррит Ритвельд, главный голландский архитектор-модернист, строил этот дом для вдовы Трюс Шрёдер и ее троих детей, но в процессе строительства он так сдружился с заказчицей, что сам поселился с ней в доме и прожил там всю жизнь. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в трехмерное пространство принципы абстрактной живописи Пита Мондриана. Еще больше, чем на картины Мондриана, здание похоже на работы русских супрематистов: архитектоны Малевича, проуны Лисицкого. На что он совсем не похож, так это на «нормальные» модернистские дома: слишком много в нем цвета, слишком много деталей, не обусловленных функцией. Тем не менее он их предшественник. Дом Шрёдер — один из ранних смелых экспериментов, на основе которых сложилась архитектура модернизма.
1 / 5
Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2011
2 / 5
Дом Шрёдер© Hay Kranen / Wikimedia Commons, 2010
3 / 5
Дом Шрёдер© Erik Honig / Wikimedia Commons, 2011
4 / 5
Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010
5 / 5
Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010
Как вести себя на переговорах с архитектором?
Ваш архитектор — человек, которому вы доверяете дизайн дома своей мечты. Вы будете инвестировать много денег не только в проект, но также в дизайн и материалы, и вам нужно быть уверенным, что вы сможете приблизиться к своему идеалу.
Когда вы проводите собеседование с различными архитекторами для работы, одним из решающих факторов должно быть то, выполняете ли вы это, и уверены ли вы в достаточной уверенности в том, что сможете приблизиться к ним, и все будет работать нормально.
Разрыв связи может оказать длительное влияние на весь проект, поэтому, выбирая архитектора, убедитесь, что вы можете зависеть от них и что вам комфортно.
Дом Константина Мельникова (1927–1929)
Москва, Кривоарбатский пер., 10
Константин Мельников © Wikimedia Commons
Все архитекторы XX века строили дома для себя. Все, кроме советских. В СССР было не принято строить особняки. Как это удалось Мельникову — загадка. Нам повезло, что это удалось именно ему — самому большому фантазеру среди архитекторов советского авангарда. Дом у него вышел ни на что не похожий, из двух цилиндров, со стенами как соты и одной спальней для всех членов семьи. Этот особняк — шедевр архитектуры, известный во всем мире, и для иностранного туриста он одна из важнейших достопримечательностей Москвы. А для нас, русских, он важен не как архитектурный шедевр, а как культурная аномалия. Особняк, построенный в эпоху проклятого «квартирного вопроса», с гордой надписью «Константин Мельников архитектор» над входом и огромной и светлой, как храм, мастерской на третьем этаже — манифестация достоинства профессии, которого никто за ней не признавал в СССР, где архитекторы были анонимными функционерами проектных институтов и рабами Стройкомплекса.
1 / 12
Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2015
2 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
3 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
4 / 12
Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
5 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
6 / 12
Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
7 / 12
Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
8 / 12
Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
9 / 12
Одна из детских комнат в доме Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014
10 / 12
Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2013
11 / 12
Спальня в доме Мельникова. 1920-е годы© Wikimedia Commons
12 / 12
Каркас дома в процессе строительства. У дома — Константин Мельников с женой. 1927 год© Wikimedia Commons
Дом Шрёдер в Утрехте
Годы постройки: 1923—1924 Место: Утрехт, Нидерланды Материалы: железобетон, сталь, кирпич, дерево
Геррит Ритвельд, самый известный голландский архитектор и дизайнер 20 века, по просьбе вдовы, а позже своей фактической жены, Трюс Шрёдер спроектировал дом в Утрехте. Недавно овдовевшая мать троих детей хотела, чтобы дом полностью соответствовал ее представлениям об идеальном жилище. Она мечтала о пространстве, которое не ограничивало бы ее.
Дом спроектирован в соответствии с принципами неопластицизма и голландского художественного объединения «Де Стейл», членом которого был Ритвельд. Характерные черты этого направления: стремление к универсальности, строгая геометрия форм, художественная чистота и строгость. Дом выглядит как упорядоченная система черных, серых, белых, синих, красных и желтых элементов. Здание не служит фоном для абстрактной композиции, а само является ею.
Каркас дома сделан из железобетонных плит и стальных профилей, стены выложены из кирпича. Первый этаж имеет вполне традиционную планировку – кухня, студия и библиотека разделены стенами. Второй этаж представляет собой легко трансформируемое с помощью раздвижных панелей пространство. Вместо штор использовались цветные ставни из фанеры. Согласно принципам неопластицизма предметы интерьера были окрашены в цвета основной палитры. Вся мебель в доме была изготовлена самим Герритом Ритвельдом.
Усадьба Фрэнка Ллойда Райта «Талиесин» (1911–1959)
США, штат Висконсин, Спринг-Грин, Каунти-роуд, 5481
Фрэнк Ллойд Райт. Фотография Ала Равенны. 1954 год © Library of Congress
«Талиесин» — самый большой из всех домов архитекторов, дом архитектора с самой жуткой историей и единственный дом архитектора, где можно получить диплом архитектора. Это поместье, которое Райт унаследовал от матери и прожил в нем большую часть жизни. Там находилось его архитектурное бюро, а с 1932 года — частный архитектурный вуз Райта, который работает до сих пор. Благодаря этому вузу Райт стал вторым по влиятельности архитектором XX века после Ле Корбюзье. Если Ле Корбюзье — отец архитектуры модернизма, то Райт — дедушка постмодернизма. Он ненавидел модернистскую архитектуру и боролся с ней как мог. Многочисленные ученики Райта, архитекторы 1960-х и 1970-х годов, довели его борьбу до победного конца. С усадьбой связаны самые страшные воспоминания Райта. Она дважды полностью сгорала: первый раз в 1914 году, когда слуга, сошедший с ума, убил любовницу Райта и ее детей и поджег их тела, и в 1925 году, сразу после того, как Райт построил ее во второй раз. Сейчас на этом месте стоит несколько зданий, которые Райт постепенно возводил с 1928 года.
1 / 8
Усадьба «Талиесин»© Marc Heiden / Wikimedia Commons, 2012
2 / 8
Усадьба «Талиесин»© Wikimedia Commons, 2012
3 / 8
Усадьба «Талиесин»© Michael D Martin / Flickr, 2011
4 / 8
Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012
5 / 8
Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005
6 / 8
Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005
7 / 8
Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012
8 / 8
Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012
Дом «Каноа» Оскара Нимейера
Год постройки: 1951—1953 Место: Рио-де-Жанейро, Бразилия Материалы: железобетон, стекло, дерево
Оскар Нимейер, последний классик модернизма и ученик Ле Корбюзье, был полной противоположностью своего учителя. Архитектура Ле Корбюзье была основана на функциональности, эргономичности и технологиях. Архитектура Нимейера поэтическая, чувственная, мягкая. Вдохновленный бразильской природой и изгибами женской фигуры, он смягчал строгость форм экспрессией гибкой линии. Нимейер первым показал, что бетон может быть таким же податливым и пластичным, как глина.
Собственный дом архитектора с видом на океан — классический образец органической архитектуры и манифест лирического модернизма. Использование таких материалов, как железобетон и стекло, пластичные формы, тесная связь с природой — все эти принципы в совокупности дополняют друг друга, создавая индивидуальный стиль, в котором сосредоточена вся суть архитектуры Оскара Нимейера.
«Архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной»
Изогнутая плоская крыша, поддерживаемая тонкими стальными колоннами, и прозрачные стеклянные стены делают здание единым целым с окружающим миром. Гранитная глыба, часть которой находится снаружи, а часть возвышается в гостиной, фактически становится центром всей композиции. Нимейер подчеркивает, что все барьеры и границы с внешним миром условны.
Подтверждением разрыва архитектора с условностями служит и планировка дома. Нимейер умело играет с понятиями «приватность» и «открытость». На полностью остекленном первом этаже расположена гостиная и кухня. С верхнего этажа лестница ведет в закрытую зону, где находятся спальни, ванные комнаты и кабинет архитектора. Всего лишь небольшое защищенное убежище в бесконечном мире неподвластной человеку природы.
Дом Вальтера Гропиуса (1938)
США, штат Массачусетс, Линкольн, Бейкер-Бридж-роуд, 68
Вальтер Гропиус. Фотография Ханса Г. Конрада. 1955 год © Wikimedia Commons
Вальтер Гропиус — один из главных архитекторов модернизма, и его переезд в США в 1930-х годах — историческое событие. С тех пор не Европа, а Америка стала местом, где создается самая передовая архитектура мира. В Америке Гропиус преподавал в Гарвардской школе дизайна, и свой дом он использовал как учебное пособие, показывая студентам на его примере, что такое современная архитектура: план и фасады как отражение пространственной структуры, четкое разделение функциональных зон, внимание к естественному освещению и т. д. Дом стал символом новой архитектуры интернационального стиля, которая пришла в Америку из Старого Света, и этим навлек на себя критику самых разных людей — от Фрэнка Ллойда Райта до разъяренных соседей.
1 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
2 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
3 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
4 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress
5 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Одна из спален на втором этаже. Не ранее 1939 года© Library of Congress
Почему разработку проекта дома лучше поручить архитекторам?
Эксперты в области проектирования домов помогут воплотить ваши проектные идеи от воображения до чертежной доски; они смогут создать дизайн, который вам подходит, и рассмотреть все возможные препятствия. Их знания и опыт могут стать основой для создания проекта — в конце концов, то, что они проектируют, будет местом, которое вы называете домом, – поэтому выбор правильного архитектора для вас, возможно, является одним из самых важных решений, которые вы примете.
Прежде, чем вы решите обратиться к архитекторам, вам нужно иметь краткую информацию. Архитектор захочет знать, что вам нужно, чтобы они могли определить, заинтересованы ли они в принятии проекта.
Вам не нужно иметь список всего, что вы хотите установить в будущем доме, но данная идея полезна хотя бы для того, чтобы управлять вашим архитектором в правильном направлении:
- количество спален;
- количество ванных комнат;
- архитектурные стили, которые Вам нравятся;
- материалы, которые вы предпочитаете;
- вы за или против открытой планировки?
Дом Эрнё Голдфингера (1939)
Великобритания, Лондон, Уиллоу-роуд, 1, 2, 3
Эрнё Голдфингер © open.edu
Этот дом, как и любой дом, который архитектор-модернист строил для себя, экспериментальный, со множеством полезных находок в интерьере. Например, в доме нет плинтусов. Переход от пола к стенам плавный, и там не скапливается пыль. Разумеется, не обошлось без встроенных шкафов, раздвижных стен и перепадов уровня пола. Но важнее другое. Англия — консервативная страна, где к любым новшествам относятся с подозрением. Англичан пугали модернистские дома, белые, с огромными окнами и хромированными парапетами. Они задумывались: нельзя ли быть современными, но без этих крайностей? Голдфингер показал, что можно. Его дом — редкий пример модернистской архитектуры, уважающей контекст и историю места. У дома кирпичные фасады того же цвета, что и у других зданий на той же улице, и, что важнее, он традиционен по своему внутреннему устройству. Это типичный английский террасный дом, разделенный на три изолированные части. То есть на самом деле это три дома с общими стенами, отдельными входами с улицы и тремя садиками позади. В центральной части Голдфингер жил, две другие сдавал жильцам.
1 / 3
Дом Эрнё Голдфингера© Matthew Byrne / Flickr, 2008
2 / 3
Дом Эрнё Голдфингера© Kit Reynolds / Flickr, 2006
3 / 3
Дом Эрнё Голдфингера© Cle0patra/Flickr, 2010
Не лучше ли сэкономить на проекте и не нанимать архитектора?
Не секрет, что многие будущие домовладельцы не хотят заказывать отдельно проект и нанимать архитектора — на это жалко тратить деньги. Ведь формально составление архитектурного проекта дома сейчас не требуется законом.
Однако в таких соображениях экономии может крыться принципиальная ошибка: грамотно составленный проект дома примерно на 98% будет давать расчет материалоемкости дома. Архитектор и конструктор распишут большую часть тонкостей: какая будет марка перемычек, какие плиты перекрытия, сколько уйдет материалов — например, кубатура кирпича или количество тонн цемента. Таким образом, после работы с профессиональным и грамотным архитектором на площадке не будет оставаться лишних строительных материалов, потому что специалист оперирует четкими цифрами.
Игорь Суслов рассказывает:
— Возможно, вы замечали на участках, где только что завершилась стройка, горы досок, штабели кирпичей, пакеты с цементом? На «Авито» порой тоже попадаются объявления в духе «продам остатки материалов от строительства». При этом надо понимать, что излишки материалов — это лишние деньги, которые потратил заказчик. По нашему опыту, от строительства по «самопальным проектам» потери материалов в среднем составляют 150—200 тысяч рублей. При этом средняя стоимость проекта дома начинается от 400 рублей за квадратный метр. То есть, даже если за проект 100-метрового дома вы отдадите 40 000 рублей, то сэкономите порядка 100 тысяч на расчете материалов.
Так за счет чего же формируется экономия при грамотном проектировании? Это происходит, поскольку архитектор исходит из модульности материалов: стандартной ширины и высоты кирпича, объема газо- или пенобетонных блоков, типоразмеров плит перекрытий или стандартной длины деревянного бруса. Словом, каждый материал имеет свои геометрические стандарты, поэтому проектировать дом и помещения нужно так, чтобы нужно было менять эти стандарты (например, отпиливать) как можно меньше. Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Вся ведомость материалов, которые потребуется использовать на строительство, будет приложена проектировщиками к проекту.
Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Фото: au.ru
Игорь Суслов приводит пример:
— Очень много в последнее время мы видим проектов, в которых много монолитных участков по перекрытиям. А ведь такие участки — дорогое удовольствие. И мы видим, что архитектор делает нестандартный расчет, который придется реализовывать за счет кошелька заказчика. Но можно это все рассчитать с учетом стандартных типоразмеров материала, ведь у каждого из них своя модульность.
Дом Гуннара Асплунда (1940)
Швеция, Сурунда, Хестнесвеген, 55
Эрик Гуннар Асплунд © Wikimedia Commons
Хозяин этого маленького домика, Гуннар Асплунд, — знаменитый шведский архитектор. Об этом невозможно догадаться, глядя на его дом. Здание похоже не на виллу знаменитости, а на дом крестьянина в шведской глубинке. Внутри, на первый взгляд, тоже ничего особенного. Тем не менее это шедевр, просто сделан он так тонко, что штрихи почти не видны. Нужно очень постараться, чтобы разглядеть детали, превращающие обыденность в поэзию (например, ступени лестницы, которые входят прямо в зев открытого очага).
1 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
2 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
3 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
4 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com
5 / 5
Дом Гуннара Асплунда© sika-design.com
Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949)
США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856
Филип Джонсон. Фотография Беньямина Пьетро Филардо © Wikimedia Commons
Филип Джонсон устроил в 1932 году в Нью-Йорке выставку «Интернациональный стиль», которая познакомила Америку с европейской модернистской архитектурой, а потом трудоустроил в США главных героев своей выставки. Затем Джонсон получил диплом архитектора, и первое, что он построил, был его собственный дом. В этом маленьком здании, как ни в каком другом, воплотились все принципы модернизма. Это жилая капсула минимально необходимой площади и с минимальным набором мебели, без внешних стен (все ее стены — это окна) и без внутренних перегородок (весь интерьер — одна комната), полурастворенная в зелени и воздухе леса, почти нематериальная, дом-идея.
1 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013
2 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2011
3 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013
4 / 4
Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2012
Дом Ванны Вентури
Годы постройки: 1962—1964 Место: Филадельфия, Пенсильвания, США Материалы: кирпич, дерево
В 60-е годы ХХ века начинающий архитектор Роберт Вентури проектирует для своей матери первое в истории «антимодернистское» здание. Через два года после завершения строительства Вентури публикует манифест «Сложность и противоречие в архитектуре», в котором он критикует модернизм и интернациональный стиль. Вскоре эта работа положит начало постмодернистскому движению, несмотря на то, что сам Вентури постмодернистом себя никогда не считал.
За внешней простотой фасада скрывается сложная и противоречивая архитектурная концепция. Вместо уже привычной асимметрии — практически полная симметричность, нарушаемая лишь расположением окон. Нетипичная для архитектуры того времени двускатная крыша, «расколотый» на две части фронтон и массивный дымоход — каждая деталь как своеобразный протест против модернизма. Снаружи может показаться, что дом намного больше, чем он есть в действительности — Вентури намеренно искажает масштаб.
Нарушения пропорций присутствуют и в интерьере дома. Размеры камина не соотносятся с размерами комнаты, а широкие невысокие двери и разноразмерные окна еще больше усиливают этот визуальный эффект. По просьбе матери архитектора все основные жилые помещения расположены на первом этаже. Весь второй этаж с просторной спальней-студией и террасой занял сам Роберт Вентури.
Вентури показывает, что стремление к многозначной архитектуре со всеми сопутствующими ей противоречиями не означает отказа от функциональности и целостности. На знаменитую фразу Людвига Миса ван дер Роэ «Меньше — значит больше» Вентури остроумно отвечает: «Если меньше, то тоскливее».
Летний дом Алвара Аалто (1952–1953)
Финляндия, озеро Пяйянне, остров Мууратсало
Алвар Аалто. 1960 год © Wikimedia Commons
Финляндия — страна с короткой архитектурной историей. И если французы гордятся своей готикой, итальянцы своим барокко, русские своим ампиром, то финны гордятся своей архитектурой XX века. Все, что построил Алвар Аалто, величайший из финских архитекторов прошлого века, теперь считается национальным достоянием и бережно сохраняется в первоначальном виде. Летний дом Аалто, построенный в глубине Финляндии, посреди нетронутой природы, на острове, куда в 1950-х можно было попасть только на лодке, — редкий пример патриотической модернистской архитектуры. Все здесь наполнено мыслью о родине. Даже лодка, которая стоит в эллинге Эллинг — (нидерл. helling) сооружение для постройки или ремонта судов., называется Nemo propheta in patria «Нет пророка в своем отечестве» (лат.).. Дом на Мууратсало был площадкой для архитектурных экспериментов. На внутренних поверхностях стен, окружающих двор, Аалто исследовал декоративные возможности облицовочного кирпича, укладывая его так и эдак — всего 50 разными способами. Он планировал и другие эксперименты: попробовать строить без фундамента, из кирпичей произвольной формы и так далее, но из них осуществил только один — у гостевого домика действительно нет фундамента.
1 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
2 / 6
Дом Алвара Аалто © Andrew Carr / Flickr, 2006
3 / 6
Дом Алвара Аалто© trevor.patt/Flickr, 2011
4 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
5 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
6 / 6
Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012
Дом Альберта Фрея (1963–1964)
США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Альберт Фрей. Фотография Дона Бакнера © American Institute of Architects
Архитекторы XX века любили делать большие окна. Они говорили, что благодаря им природа входит в интерьер. Здесь она входит в интерьер физически. Скала, как бы разорвав хрупкую оболочку дома, вваливается в комнату. Это самое драматическое противопоставление природного и искусственного начал, какое только знает история архитектуры. Но оно вводит нас в заблуждение. Прежде чем построить дом, Альберт Фрей целый год наблюдал за тем, как солнце освещает участок, под каким углом ложатся тени, и на основе этих наблюдений рассчитал положение, план и высоту дома. Здание построено с таким вниманием к естественной среде, что правильней считать его частью ландшафта, а не чужеродной деталью в нем.
1 / 4
Дом Альберта Фрея© Linda_Bisset/Flickr, 2007
2 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects
3 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects
4 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects
Зачем нужны еще и конструктор и инженер?
Работы по проектированию не заканчиваются расчетом материалов и составлением детального плана дома. Если архитектор обладает компетенцией конструктора, он составляет и конструктивную часть проекта. Но лучше, если это будут два отдельных специалиста — все-таки это разные типы работ.
Конструктивная часть проекта — это все, что касается возведения дома: кладочный план, раскладка плит, конструирование фундамента, проработка узлов соединений, схем креплений, пролетов перекрытий. В идеале архитектор разрабатывает проект дома, после чего в работу включается конструктор, который рассчитывает и прорисовывает в проекте все технические моменты, рассчитывает распределение нагрузки, определяет толщину несущих стен. Именно конструктор проектирует фундамент — на основе расчетов, которые делает архитектор, снимая нагрузки. При конструировании дома по проекту должны учитываться и грамотно распределяться все виды нагрузок на все несущие конструкции дома.
И, наконец, третий специалист, который может входить в «идеальную» схему — инженер, который на основе документации, разработанной его двумя коллегами, осуществляет надзор за строительством и сопровождает проект. В его функции входит не присматривать за рабочими, чтобы они не пили и не создавали инцидентов, а последовательный контроль за их работой, выдача заданий и приемка их выполнения.
Наш эксперт объясняет:
— Человек думает: «Да я сам нарисую, и пусть бригада строит». А это может сказаться на долговечности. Чем больше мы вложим в дом на стадии строительства, тем меньше придется вложить впоследствии на стадии эксплуатации. Да и затраты-то на проект не так велики, как кажется. По минимальным расчетам, затраты на проект, разработку конструкции и надзор —около 2% от стоимости строительства дома. А надежности будет больше. Кроме того, архитекторы и конструкторы дают гарантию на свои проекты — в среднем по рынку гарантия составляет 5 лет, но есть и компании, которые увеличивают этот срок до 10.
Речь идет о геологических изысканиях на участке, которые определяют тип грунта, возможно, залегание подземных вод, расположение геологических слоев. Фото: spbgeo.ru
Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)
Великобритания, Лондон, Уимблдон, Парксайд, 22
Ричард Джордж Роджерс © inspirationist.net
Ричард Роджерс — пионер хай-тека, и дом, который он в 1968 году построил для родителей, а потом долго жил в нем сам, ранний пример архитектуры высоких технологий. По концепции он похож на Стеклянный дом Джонсона: стеклянные стены (правда, не все), единое пространство интерьера, не разделенное на комнаты. Но сделан иначе. Например, его стены — из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяет экономить на отоплении. Этот дом — прототип более поздних и более масштабных построек Ричарда Роджерса, таких как Центр Жоржа Помпиду в Париже. В 2013 году дом был поставлен на охрану как памятник архитектуры, и в том же году Роджерс его продал.
1 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
2 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
3 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
4 / 4
Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015
Дом Йорна Утсона (1971–1973)
Испания, Майорка, Порто-Петро, Каррер-де-Са-Митха-Йуна, 77
Йорн Утсон. Фотография Оле Хопта. 2000 год © Wikimedia Commons
До 1960-х годов архитекторы старались строить как можно более по-современному. Или даже так, как, по их мнению, должны строить в будущем. А в 1960-х и 1970-х годах некоторые архитекторы, наоборот, попробовали строить дома, которые как бы существуют вне истории. Такие, какими их могли бы построить и через тысячу лет, и тысячу лет назад. Одна из таких попыток — дом архитектора Йорна Утсона на Майорке. Он прост, как природное образование. Ни капли бетона, никакой внутренней отделки. Только голая каменная кладка, солнце и немая поэзия пропорций.
1 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
2 / 6
Дом Йорна Утсона© Frans Drewniak / Flickr, 2003
3 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
4 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
5 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010
6 / 6
Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010