Дома архитекторов: 10 зданий, построенных для себя

Автор: Варвара Лютова

08 июля 2022 18:02

Метки: архитектура  дома  здания будущего  красоты  необычно  проекты  строение  творчество  

10540

11

В ноябре 2022 года в Берлине пройдет Всемирный фестиваль архитектуры. Архитекторы и целые творческие коллективы из 68 стран представили на суд профессионального жюри 924 проекта, из которых в ноябре выберут лучшие. Давайте взглянем на самые выдающиеся образчики архитектуры будущего, которые профессионалы из фестивального жюри уже отобрали в шорт-лист.


0

Смотреть все фото в галерее

Вилла Томаса Джефферсона в Монтичелло (1769–1784)

США, штат Вирджиния, Шарлотсвилл, Томас-Джефферсон-паркуэй, 931

Томас Джефферсон. Картина Рембрандта Пила. 1800 год © Wikimedia Commons
Томас Джефферсон, американский аристократ, дипломат и одно время президент  Томас Джефферсон — третий президент США с 1801 по 1809 год., — архитектор одного здания, которое он строил всю жизнь. Это усадебный дом на плантации Джефферсона в Монтичелло. Облик дома традиционен, а его техническое оснащение революционно. Там много инженерных находок, часть из которых станет повседневностью только в следующем столетии, а другие совершенно бесполезны: туалеты со смывом, кухонный лифт, устройство, позволяющее писать на бумаге, одновременно создавая копию (нечто вроде ксерокса на мускульной тяге), и скрытый в полу сложный механизм, благодаря которому, толкнув одну из створок дверей, открываешь обе. Словом, это какой-то дом сумасшедшего ученого. Так и представляешь, как в одном из его просторных подвалов Джефферсон пытает Джеймса Бонда. Дом архитектора, особенно в XX веке, это экспериментальная площадка. Дом Томаса Джефферсона — первый в этом ряду.

1 / 6

Усадьба Монтичелло© Martin Falbisoner / Wikimedia Commons, 2010

2 / 6

Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011

3 / 6

Cадовый павильон в усадьбе Монтичелло© Mr.TinDC/Flickr, 2008

4 / 6

Столовая в усадьбе Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011

5 / 6

Усадьба Монтичелло© Carol M. Highsmith / Library of Congress, 2015

6 / 6

Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011

Производственные сооружения

  • Завод в Японии (Aida sekkei precut division Ibaraki factory. Ibaraki, Japan)

  • Завод пиломатериалов в Японии. В конструкции использовано много дерева — наглядно представлены возможности завода и качество его продукции. Проект MR STUDIO Corporation

    .
    Aida sekkei precut division Ibaraki factory. Ibaraki, Japan. Aida sekkei precut division Ibaraki factory. Ibaraki, Japan. Aida sekkei precut division Ibaraki factory. Ibaraki, Japan.


    Aida sekkei precut division Ibaraki factory. Ibaraki, Japan.

Дом Джона Соуна (1792–1824)

Великобритания, Лондон, Линкольнс-Инн-филдс, 12, 13, 14
Джон Соун. Картина Томаса Лоуренса. 1828–1829 годы © Wikimedia Commons
Джон Соун — самый неклассический из архитекторов классицизма, а его дом — самое странное из его произведений. Архитектор постепенно расширял его, покупая соседние владения, перестраивая их и застраивая дворы. В итоге получился запутанный и тесный лабиринт с комнатами разных размеров и форм, незаметными дверями в углах, «колодцами», объединяющими этажи, и потоками света, льющимися из невидимых щелей сверху, сбоку и иногда, кажется, даже снизу. Соун, как любой английский просвещенный дворянин той эпохи, собирал антики и живопись и прист­раивал к дому все новые помещения, чтобы было где разместить постоянно растущую коллекцию. Экспонаты так густо покрывают стены крошечных залов, что трудно пройтись по дому, не задев ухом или носом какой-нибудь римский мрамор.

1 / 7

Дом-музей Джона Соуна© Ewan Munro / Flickr, 2008

2 / 7

Дом-музей Джона Соуна© Wikimedia Commons, 1983

3 / 7

Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980

4 / 7

Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980

5 / 7

Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980

6 / 7

Дом-музей Джона Соуна© Kotomi/Flickr, 2008

7 / 7

Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980

Винодельня Le Dome, Франция

Также уходящий год примечателен открытием винодельни Le Dome, которая расположена во французской коммуне Сент-Эмильон. Здание имеет высоту всего лишь в 10 метров и максимально хорошо вписывается в окружающий ландшафт, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри сооружения находится оборудование, которое используется для производства вина Le Dome. Всего имеется два верхних этажа и один подвал. Самый верхний этаж застеклен и дает посетителям возможность вдоволь наглядеться на красоту виноградника.

Новая винодельня Le Dome

Дом Виктора Орта (1898–1901)

Бельгия, Брюссель, Рю-Америкен, 25
Виктор Орта. 1900 год © Wikimedia Commons
Виктор Орта изобрел архитектуру ар-нуво. До Орта в стиле ар-нуво (он же стиль модерн) делали мебель, лампы и настольные статуэтки — и никому не приходило в голову, что в том же стиле можно выстроить целый дом. Поэтому четыре особняка, которые Орта построил в Брюсселе, включая его собственный дом, считаются важными достопримечательностями города, музеефицированы и бережно сохраняются со всей обстановкой. Все архитекторы ар-нуво строили для себя особняки (а Федор Шехтель целых два), но первоначальную обстановку полностью сохранил только особняк Орта. А в домах ар-нуво обстановка — самое ценное. Их мебель, двери, фурнитура — словом, все интерьерные мелочи создавались в единственном экземпляре, как неотъемлемые части только этого здания.

1 / 8

Дом-музей Виктора Орта© Francisco Antunes / Flickr, 2010

2 / 8

Дом-музей Виктора Орта© María Ouro / Flickr, 2007

3 / 8

Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011

4 / 8

Дом-музей Виктора Орта© Wikimedia Commons, 2011

5 / 8

Дом-музей Виктора Орта© mksfca/Flickr, 1997

6 / 8

Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011

7 / 8

Дом-музей Виктора Орта© tsoleau/Flickr, 2008

8 / 8

Дом-музей Виктора Орта© bookchen/Flickr, 2008

Урбанистика и ландшафтная архитектура

  • Парк в Словении (Koper Central Park, Koper, Slovenia)

  • Проект ENOTA

    .
    Koper Central Park, Koper, Slovenia. Koper Central Park, Koper, Slovenia. Koper Central Park, Koper, Slovenia. Koper Central Park, Koper, Slovenia.

Дом Рудольфа Шиндлера (1921–1922)

США, штат Калифорния, Западный Голливуд, Норт-Кингс-роуд, 833
Рудольф Михаэль Шиндлер © ncmodernist.org
С современной точки зрения это не дом, а хостел. В нем нет спален, гостиной и столовой, а есть несколько комнат, каждая из которых предназначена для одного человека, и одно общее хозяйственное помещение. Конструкция у него тоже необычная: вместо фундамента — плоская плита бетонного пола, одни стены — из слоистого бетона, как торт «Наполеон», а другие — стеклянные, решетчатые и раздвижные, как в традиционной японской архитектуре. Шиндлер при жизни был известен, но не знаменит. Его постройки были слишком экспериментальными, чтобы нравиться широкой публике. Зато наши современники, калифорнийские архитекторы-деконструктивисты, считают Шиндлера своим предшественником, боготворят его и бесконечно обсуждают, как сберечь его дом.

1 / 5

Дом Рудольфа Шиндлера© Chris Mottalini / ncmodernist.org

2 / 5

Дом Рудольфа Шиндлера© Julius Shulman / Wikimedia Commons, 1997

3 / 5

Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001

4 / 5

Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001

5 / 5

Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001

№1. Классический стиль

Несмотря на появление множества интересных современных архитектурных стилей, классика остается популярной, ведь создает впечатление основательности и подчеркивает изысканный вкус владельца дома. Стиль подходит для больших домов, а его основными чертами являются:

  • симметричность и четкость форм, регулярная планировка, пропорциональность и гармоничность;
  • декоративные элементы присутствуют обязательно, но они не очень вычурные. Особое внимание уделяется балюстрадам и колоннам;
  • материалы используют преимущественно натуральные: штукатурка и мрамор для стен, натуральная черепица — для кровли, кованый метал — для оград и решеток.

Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)

Нидерланды, Утрехт, Принс-Хендриклан, 50
Геррит Томас Ритвельд. 1962 год © Wikimedia Commons
Геррит Ритвельд, главный голландский архитектор-модернист, строил этот дом для вдовы Трюс Шрёдер и ее троих детей, но в процессе строительства он так сдружился с заказчицей, что сам поселился с ней в доме и прожил там всю жизнь. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в трехмерное пространство принципы абстрактной живописи Пита Мондриана. Еще больше, чем на картины Мондриана, здание похоже на работы русских супрематистов: архитектоны Малевича, проуны Лисицкого. На что он совсем не похож, так это на «нормальные» модернистские дома: слишком много в нем цвета, слишком много деталей, не обусловленных функцией. Тем не менее он их предшественник. Дом Шрёдер — один из ранних смелых экспериментов, на основе которых сложилась архитектура модернизма.

1 / 5

Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2011

2 / 5

Дом Шрёдер© Hay Kranen / Wikimedia Commons, 2010

3 / 5

Дом Шрёдер© Erik Honig / Wikimedia Commons, 2011

4 / 5

Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010

5 / 5

Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010

Гостиницы

  • Островной курорт в Норвегии. Версия 2.0 (Manshausen 2.0 Island Resort, Nordskot/Steigen, Norway)

  • Обновление открытого в 2015 году островного курорта Манхаузен. Проект Stinessen Arkitektur

    .
    Manshausen 2.0 Island Resort, Nordskot/Steigen, Norway. Manshausen 2.0 Island Resort, Nordskot/Steigen, Norway.


    Manshausen 2.0 Island Resort, Nordskot/Steigen, Norway.

Все проекты-победители категории: https://www.internationalarchitectureawards.com/award-category.html?cat=8

Дом Константина Мельникова (1927–1929)

Москва, Кривоарбатский пер., 10

Константин Мельников © Wikimedia Commons
Все архитекторы XX века строили дома для себя. Все, кроме советских. В СССР было не принято строить особняки. Как это удалось Мельникову — загадка. Нам повезло, что это удалось именно ему — самому большому фантазеру среди архитекторов советского авангарда. Дом у него вышел ни на что не похожий, из двух цилиндров, со стенами как соты и одной спальней для всех членов семьи. Этот особняк — шедевр архитектуры, известный во всем мире, и для иностранного туриста он одна из важнейших достопримечательностей Москвы. А для нас, русских, он важен не как архитектурный шедевр, а как культурная аномалия. Особняк, построенный в эпоху проклятого «квартирного вопроса», с гордой надписью «Константин Мельников архитектор» над входом и огромной и светлой, как храм, мастерской на третьем этаже — манифестация достоинства профессии, которого никто за ней не признавал в СССР, где архитекторы были анонимными функционерами проектных институтов и рабами Стройкомплекса.

1 / 12

Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2015

2 / 12

Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014

3 / 12

Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014

4 / 12

Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014

5 / 12

Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014

6 / 12

Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014

7 / 12

Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014

8 / 12

Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014

9 / 12

Одна из детских комнат в доме Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014

10 / 12

Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2013

11 / 12

Спальня в доме Мельникова. 1920-е годы© Wikimedia Commons

12 / 12

Каркас дома в процессе строительства. У дома — Константин Мельников с женой. 1927 год© Wikimedia Commons

Реставрация/Реновация

  • Бывшее вагонное депо, теперь культурный центр (Wagenhallen, Stuttgart, Germany)

  • Превращение депо XIX века в Арт-центр века XXI произошло по проекту Atelier Brückner GmbH

    .


    Wagenhallen, Stuttgart, Germany.


    Wagenhallen, Stuttgart, Germany. Wagenhallen, Stuttgart, Germany.

Все проекты-победители категории: https://www.internationalarchitectureawards.com/award-category.html?cat=26

Усадьба Фрэнка Ллойда Райта «Талиесин» (1911–1959)

США, штат Висконсин, Спринг-Грин, Каунти-роуд, 5481
Фрэнк Ллойд Райт. Фотография Ала Равенны. 1954 год © Library of Congress
«Талиесин» — самый большой из всех домов архитекторов, дом архитектора с самой жуткой историей и единственный дом архитектора, где можно получить диплом архитектора. Это поместье, которое Райт унаследовал от матери и прожил в нем большую часть жизни. Там находилось его архитектурное бюро, а с 1932 года — частный архитектурный вуз Райта, который работает до сих пор. Благодаря этому вузу Райт стал вторым по влиятельности архитектором XX века после Ле Корбюзье. Если Ле Корбюзье — отец архитектуры модернизма, то Райт — дедушка постмодернизма. Он ненавидел модернистскую архитектуру и боролся с ней как мог. Многочисленные ученики Райта, архитекторы 1960-х и 1970-х годов, довели его борьбу до победного конца. С усадьбой связаны самые страшные воспоминания Райта. Она дважды полностью сгорала: первый раз в 1914 году, когда слуга, сошедший с ума, убил любовницу Райта и ее детей и поджег их тела, и в 1925 году, сразу после того, как Райт построил ее во второй раз. Сейчас на этом месте стоит несколько зданий, которые Райт постепенно возводил с 1928 года.

1 / 8

Усадьба «Талиесин»© Marc Heiden / Wikimedia Commons, 2012

2 / 8

Усадьба «Талиесин»© Wikimedia Commons, 2012

3 / 8

Усадьба «Талиесин»© Michael D Martin / Flickr, 2011

4 / 8

Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012

5 / 8

Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005

6 / 8

Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005

7 / 8

Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012

8 / 8

Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012

Общественные пространства

  • Путь сквозь бамбуковый лес, Китай (Zhuhai National Park, Chishui, Guizhou Province, China)

  • Парковая архитектура по проекту West-line Studio

    .


    Zhuhai National Park, Chishui, Guizhou Province, China.


    Zhuhai National Park, Chishui, Guizhou Province, China. Zhuhai National Park, Chishui, Guizhou Province, China. Zhuhai National Park, Chishui, Guizhou Province, China.

Все проекты-победители категории: https://www.internationalarchitectureawards.com/award-category.html?cat=33

Дом Вальтера Гропиуса (1938)

США, штат Массачусетс, Линкольн, Бейкер-Бридж-роуд, 68
Вальтер Гропиус. Фотография Ханса Г. Конрада. 1955 год © Wikimedia Commons
Вальтер Гропиус — один из главных архитекторов модернизма, и его переезд в США в 1930-х годах — историческое событие. С тех пор не Европа, а Америка стала местом, где создается самая передовая архитектура мира. В Америке Гропиус преподавал в Гарвардской школе дизайна, и свой дом он использовал как учебное пособие, показывая студентам на его примере, что такое современная архитектура: план и фасады как отражение пространст­венной структуры, четкое разделение функциональных зон, внимание к естественному освещению и т. д. Дом стал символом новой архитектуры интернационального стиля, которая пришла в Америку из Старого Света, и этим навлек на себя критику самых разных людей — от Фрэнка Ллойда Райта до разъяренных соседей.

1 / 5

Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress

2 / 5

Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress

3 / 5

Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress

4 / 5

Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress

5 / 5

Дом Вальтера Гропиуса. Одна из спален на втором этаже. Не ранее 1939 года© Library of Congress

№4. Минимализм

Минимализм — один из самых популярных современных стилей для частных домов. Как и в интерьере, минимализм предполагает использование только необходимых и функционально значимых деталей, поэтому постройкам характерна строгость форм и практически полное отсутствие декора. Среди других особенностей:

  • лаконичность, соблюдение правил композиции, простота, использование только самого необходимого, многофункциональность каждого элемента, строгость и геометричность форм;
  • предпочтение отдается натуральным материалам, в т.ч. камню, дереву и стеклу;
  • никаких намеков на вычурность и сложные отделочные элементы;
  • единая цветовая гамма, преимущественно светлые оттенки;
  • встроенная подсветка по периметру дома и наличие больших окон, остекление гостиной в пол.

Минимализм в архитектуре сводится к минимуму деталей, максимуму света и пространства.

Дом Эрнё Голдфингера (1939)

Великобритания, Лондон, Уиллоу-роуд, 1, 2, 3
Эрнё Голдфингер © open.edu
Этот дом, как и любой дом, который архитектор-модернист строил для себя, экспериментальный, со множеством полезных находок в интерьере. Например, в доме нет плинтусов. Переход от пола к стенам плавный, и там не скапливается пыль. Разумеется, не обошлось без встроенных шкафов, раздвижных стен и перепадов уровня пола. Но важнее другое. Англия — консервативная страна, где к любым новшествам относятся с подозрением. Англичан пугали модернистские дома, белые, с огромными окнами и хромирован­ными парапетами. Они задумывались: нельзя ли быть современными, но без этих крайностей? Голдфингер показал, что можно. Его дом — редкий пример модернистской архитектуры, уважающей контекст и историю места. У дома кирпичные фасады того же цвета, что и у других зданий на той же улице, и, что важнее, он традиционен по своему внутреннему устройству. Это типичный английский террасный дом, разделенный на три изолированные части. То есть на самом деле это три дома с общими стенами, отдельными входами с улицы и тремя садиками позади. В центральной части Голдфингер жил, две другие сдавал жильцам.

1 / 3

Дом Эрнё Голдфингера© Matthew Byrne / Flickr, 2008

2 / 3

Дом Эрнё Голдфингера© Kit Reynolds / Flickr, 2006

3 / 3

Дом Эрнё Голдфингера© Cle0patra/Flickr, 2010

Мосты и инфраструктура

  • Гараж на центральной улице: Беркли, Калифорния (Center Street Garage, Berkeley, California, USA)

  • Отвечающая современным требованиям по сейсмической безопасности многоуровневая городская парковка на 720 машиномест. Проект Marcy Wong Donn Logan Architects

    . Перед проектировщиками стояла задача максимально сократить количество поворотов, и она решена.
    Center Street Garage, Berkeley, California, USA.

  • Солнечные панели для пешеходных переходов в Пекине (Solar Activation of Footbridges for Beijing, Beijing, China)

  • Концептуальный проект немецких архитекторов Peter Kuczia Architects

    . Солнечные панели могут разнообразить обычно неприглядные пешеходные мосты (и заодно сгенерировать энергию для их освещения).
    Solar Activation of Footbridges for Beijing. Solar Activation of Footbridges for Beijing. Solar Activation of Footbridges for Beijing. Solar Activation of Footbridges for Beijing.

  • Мост Лиль-Лангебро, Копенгаген (Lille Langebro, Copenhagen, Denmark)

  • Проект WilkinsonEyre

    .
    Lille Langebro, Copenhagen, Denmark. Lille Langebro, Copenhagen, Denmark.


    Lille Langebro, Copenhagen, Denmark. Lille Langebro, Copenhagen, Denmark.

  • Крытый переход между двумя торговыми центрами в Торонто (CF Eaton Centre Bridge, Toronto, Canada)

  • Проект Marcy Wong Donn Logan Architects

    .
    CF Eaton Centre Bridge, Toronto, Canada.


    CF Eaton Centre Bridge, Toronto, Canada.


    CF Eaton Centre Bridge, Toronto, Canada.


    CF Eaton Centre Bridge, Toronto, Canada.

Дом Гуннара Асплунда (1940)

Швеция, Сурунда, Хестнесвеген, 55
Эрик Гуннар Асплунд © Wikimedia Commons
Хозяин этого маленького домика, Гуннар Асплунд, — знаменитый шведский архитектор. Об этом невозможно догадаться, глядя на его дом. Здание похоже не на виллу знаменитости, а на дом крестьянина в шведской глубинке. Внутри, на первый взгляд, тоже ничего особенного. Тем не менее это шедевр, просто сделан он так тонко, что штрихи почти не видны. Нужно очень постараться, чтобы разглядеть детали, превращающие обыденность в поэзию (например, ступени лестницы, которые входят прямо в зев открытого очага).

1 / 5

Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com

2 / 5

Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com

3 / 5

Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com

4 / 5

Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com

5 / 5

Дом Гуннара Асплунда© sika-design.com

Общественные центры

  • Центр активности Сяфу (Xiafu Activity Center, New Taipei City, Taiwan)

  • Проект IMO Architecture + Design & JC Cheng + Associates

    .
    XIAFU ACTIVITY CENTER. New Taipei City, Taiwan. XIAFU ACTIVITY CENTER. New Taipei City, Taiwan. XIAFU ACTIVITY CENTER. New Taipei City, Taiwan. XIAFU ACTIVITY CENTER. New Taipei City, Taiwan.

Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949)

США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856

Филип Джонсон. Фотография Беньямина Пьетро Филардо © Wikimedia Commons
Филип Джонсон устроил в 1932 году в Нью-Йорке выставку «Интернациональный стиль», которая познакомила Америку с европейской модернистской архитектурой, а потом трудоустроил в США главных героев своей выставки. Затем Джонсон получил диплом архитектора, и первое, что он построил, был его собственный дом. В этом маленьком здании, как ни в каком другом, воплотились все принципы модернизма. Это жилая капсула минимально необходимой площади и с минимальным набором мебели, без внешних стен (все ее стены — это окна) и без внутренних перегородок (весь интерьер — одна комната), полурастворенная в зелени и воздухе леса, почти нематериальная, дом-идея.

1 / 4

Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013

2 / 4

Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2011

3 / 4

Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013

4 / 4

Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2012

Больницы и медицинские центры

  • Центр здоровья в Австралии (Walu-Win Welness Centre. Darlinghurst, New South Wales, Australia)

  • Проект Kaunitz Yeung Architecture

    . Здание — медицинский центр, в котором австралийские аборигены могут получить бесплатную помощь.
    Walu-Win Welness Centre. Darlinghurst, New South Wales, Australia.


    Walu-Win Welness Centre. Darlinghurst, New South Wales, Australia.


    Walu-Win Welness Centre. Darlinghurst, New South Wales, Australia.


    Walu-Win Welness Centre. Darlinghurst, New South Wales, Australia.

  • Клиника в Португалии (Nefrodouro Clinic, Santa Maria de Lamas, Portugal)

  • Проект Ventura + Partners

    .
    Nefrodouro Clinic, Santa Maria de Lamas, Portugal. Nefrodouro Clinic, Santa Maria de Lamas, Portugal. Nefrodouro Clinic, Santa Maria de Lamas, Portugal. Nefrodouro Clinic, Santa Maria de Lamas, Portugal.

  • Дневной стационар для пациентов с болезнью Альцгеймера, Испания (Day Care Center for People with Alzheimer’s Disease. Benavente, Zamora, Spain)

  • Проект StudioVRA

    .


    Day Care Center for People with Alzheimer’s Disease. Benavente, Zamora, Spain. Day Care Center for People with Alzheimer’s Disease. Benavente, Zamora, Spain. Day Care Center for People with Alzheimer’s Disease. Benavente, Zamora, Spain. Day Care Center for People with Alzheimer’s Disease. Benavente, Zamora, Spain.

Все проекты-победители категории: https://www.internationalarchitectureawards.com/award-category.html?cat=7

Летний дом Алвара Аалто (1952–1953)

Финляндия, озеро Пяйянне, остров Мууратсало
Алвар Аалто. 1960 год © Wikimedia Commons
Финляндия — страна с короткой архитектурной историей. И если французы гордятся своей готикой, итальянцы своим барокко, русские своим ампиром, то финны гордятся своей архитектурой XX века. Все, что построил Алвар Аалто, величайший из финских архитекторов прошлого века, теперь считается национальным достоянием и бережно сохраняется в первоначальном виде. Летний дом Аалто, построенный в глубине Финляндии, посреди нетронутой природы, на острове, куда в 1950-х можно было попасть только на лодке, — редкий пример патриотической модернистской архитектуры. Все здесь наполнено мыслью о родине. Даже лодка, которая стоит в эллинге Эллинг — (нидерл. helling) сооружение для постройки или ремонта судов., называется Nemo propheta in patria  «Нет пророка в своем отечестве» (лат.).. Дом на Мууратсало был площадкой для архитектурных экспериментов. На внутренних поверхностях стен, окружающих двор, Аалто исследовал декоративные возможности облицовочного кирпича, укладывая его так и эдак — всего 50 разными способами. Он планировал и другие эксперименты: попробовать строить без фундамента, из кирпичей произвольной формы и так далее, но из них осуществил только один — у гостевого домика действительно нет фундамента.

1 / 6

Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012

2 / 6

Дом Алвара Аалто © Andrew Carr / Flickr, 2006

3 / 6

Дом Алвара Аалто© trevor.patt/Flickr, 2011

4 / 6

Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012

5 / 6

Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012

6 / 6

Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012

Наньянский технологический университет, архитектор Томас Хизервик

Главный корпус Наньянского технологического университета. Источник: https://arch-shop.ru/

Один из корпусов знаменитого сингапурского университета внешне напоминает улей. 12 башен объединены в цельную, сужающуюся к низу форму.

Формы и линии здания совсем не характерны для классического учебного заведения. Источник: https://arch-shop.ru/

Главной задумкой архитекторов было создание абсолютно новой формы учебного заведения, далекой от архаичных скучных интерьеров, длинных, узких коридоров, плохо освещенных пространств.

В здании отсутствуют коридоры в классическом понимании, аудитории расположены вокруг атриума. Источник: https://arch-shop.ru/

В здании нет главного входа, войти в центральное пространство можно с любой стороны. Интерьеры напоминают многоуровневое ущелье: весь объем пронизывает атриум, помещения объединены между собой широкими террасами. В аудиториях отсутствуют углы и традиционное зонирование, позволяя преподавателям трансформировать пространство как им необходимо.

Дом Альберта Фрея (1963–1964)

США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Альберт Фрей. Фотография Дона Бакнера © American Institute of Architects
Архитекторы XX века любили делать большие окна. Они говорили, что благодаря им природа входит в интерьер. Здесь она входит в интерьер физически. Скала, как бы разорвав хрупкую оболочку дома, вваливается в комнату. Это самое драматическое противопоставление природного и искусственного начал, какое только знает история архитектуры. Но оно вводит нас в заблуждение. Прежде чем построить дом, Альберт Фрей целый год наблюдал за тем, как солнце освещает участок, под каким углом ложатся тени, и на основе этих наблюдений рассчитал положение, план и высоту дома. Здание построено с таким вниманием к естественной среде, что правильней считать его частью ландшафта, а не чужеродной деталью в нем.

1 / 4

Дом Альберта Фрея© Linda_Bisset/Flickr, 2007

2 / 4

Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects

3 / 4

Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects

4 / 4

Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects

Религиозные сооружения

  • Мечеть в в Эр-Рияде (King Abdullah Financial District (KAFD) Grand Mosque, Riyadh, Kingdom of Saudi Arabia)

  • Даже сравнительно невысокое здание может выделиться среди небоскрёбов. Проект Omrania

    .


    KAFD GRAND MOSQUE.


    KAFD GRAND MOSQUE. KAFD GRAND MOSQUE. KAFD GRAND MOSQUE.

Все проекты-победители категории: https://www.internationalarchitectureawards.com/award-category.html?cat=17

Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)

Великобритания, Лондон, Уимблдон, Парксайд, 22
Ричард Джордж Роджерс © inspirationist.net
Ричард Роджерс — пионер хай-тека, и дом, который он в 1968 году построил для родителей, а потом долго жил в нем сам, ранний пример архитектуры высоких технологий. По концепции он похож на Стеклянный дом Джонсона: стеклянные стены (правда, не все), единое пространство интерьера, не разделенное на комнаты. Но сделан иначе. Например, его стены — из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяет экономить на отоплении. Этот дом — прототип более поздних и более масштабных построек Ричарда Роджерса, таких как Центр Жоржа Помпиду в Париже. В 2013 году дом был поставлен на охрану как памятник архитектуры, и в том же году Роджерс его продал.

1 / 4

Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015

2 / 4

Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015

3 / 4

Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015

4 / 4

Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015

Общественные центры

  • Реконструкция общественного центра Альберта Швейцера в Даммари-Ле-Лис (Albert Schweitzer Community Centre in Dammarie-les-Lys, France)

  • Прежде ничем не примечательное здание преобразовано по проекту Mobile Architectural Office

    .
    Albert Schweitzer Community Centre in Dammarie-les-Lys.


    Albert Schweitzer Community Centre in Dammarie-les-Lys. Albert Schweitzer Community Centre in Dammarie-les-Lys.


    Albert Schweitzer Community Centre in Dammarie-les-Lys.

  • Амфитеатр в Китае (Stone Nest Amphitheatre, China)

  • Замечательный пример преобразования неудобного до поры пространства. Никак не используемая в течение десятилетий большая яма в провинции Шаньдун стала центром общественной жизни. Проект 3andwich Design / He Wei Studio

    .
    Shi Wozi (Stone Nest).


    Shi Wozi (Stone Nest).


    Shi Wozi (Stone Nest).


    Shi Wozi (Stone Nest).

Дом Йорна Утсона (1971–1973)

Испания, Майорка, Порто-Петро, Каррер-де-Са-Митха-Йуна, 77

Йорн Утсон. Фотография Оле Хопта. 2000 год © Wikimedia Commons
До 1960-х годов архитекторы старались строить как можно более по-современному. Или даже так, как, по их мнению, должны строить в будущем. А в 1960-х и 1970-х годах некоторые архитекторы, наоборот, попробовали строить дома, которые как бы существуют вне истории. Такие, какими их могли бы построить и через тысячу лет, и тысячу лет назад. Одна из таких попыток — дом архитектора Йорна Утсона на Майорке. Он прост, как природное образование. Ни капли бетона, никакой внутренней отделки. Только голая каменная кладка, солнце и немая поэзия пропорций.

1 / 6

Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010

2 / 6

Дом Йорна Утсона© Frans Drewniak / Flickr, 2003

3 / 6

Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010

4 / 6

Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010

5 / 6

Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010

6 / 6

Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010

Небоскрёбы

  • «Чудо» с бассейном на балконе (Wonder • Mesong, Phnom Penh, Cambodia)

  • Двухблочный небоскрёб в центре Пномпеня. Проект NOVO Architects Ltd.

    WONDER • MESONG, Phnom Penh, Cambodia. WONDER • MESONG, Phnom Penh, Cambodia. WONDER • MESONG, Phnom Penh, Cambodia. WONDER • MESONG, Phnom Penh, Cambodia.

Все проекты-победители категории: https://www.internationalarchitectureawards.com/award-category.html?cat=1

Национальная библиотека Беларуси, архитекторы Михаил Виноградов, Виктор Крамаренко


Здание библиотеки также называют «стеклянным алмазом». Источник: https://1tmn.ru/

Здание, напоминающее космическую лабораторию будущего в форме ромбокубооктаэдра, — это главная библиотека республики Беларусь. Ее также называют «белорусским алмазом». Это уникальный архитектурно-строительный комплекс, оснащенный по последнему слову техники.

Без декоративной подсветки здание выглядит достаточно брутально… Источник: https://1tmn.ru/

23-этажное здание оснащено подсветкой в виде многоцветных экранов по всем фасадам, которые начинают функционировать с заходом солнца, транслируя различные рисунки и узоры. Здание входит в списки самых необычных архитектурных сооружений нашего времени.

…а после захода солнца начинается световое шоу. Источник: https://1tmn.ru/

Свадебная часовня в Хиросиме, архитектор Хироси Накамура


Облик здания часовни символизирует единство брака. Источник: https://knowhow.pp.ua/

Это изящное здание напоминает две переплетенные ленты, устремленные ввысь. Красивый образ, отсылающий к функциональному назначению постройки. Здание отличается свойственными японской культуре лаконичностью и изяществом.


Элегантная снаружи, просторная и светлая внутри. Источник: https://knowhow.pp.ua/

Снаружи мы видим конструкцию из двух лестниц, ведущих к смотровой площадке на крыше. Сама церемония бракосочетания проходит в стеклянном помещении часовни, расположенном внутри лестниц-лент.

Национальный музей Катара, архитектор Жан Нувель


Здание музея раскинулось вдоль набережной Корниш. Источник: https://peapix.com/

Это грандиозное здание признано самым необычным зданием прошлого десятилетия. Музейный комплекс раскинулся на площади более 40 тыс. кв. м. Он представляет собой конструкцию из 250 тыс. элементов, объединенных множеством пересекающихся дисков. Эти диски формируют крышу объекта.

Архитектор Жан Нувель характеризует здание как «архитектуру, созданную самой пустыней». Источник: https://novate.ru/

На первый взгляд хаотичная, крыша представляет собой образ «розы песков» — необычного природного объекта, формирующегося при взаимодействии песка, воды и солей.

Образ здания вдохновлен лепестками «розы песков». Источник: https://novate.ru/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]