Плюсы и минусы гаражей в цокольном этаже, как сделать своими руками


Большинство владельцев считают подобное расположение помещения для хранения машины достаточно удобным. В летнее время, благодаря хорошей вентиляции, в помещении нет сырости, но есть сухая комфортная прохлада. Тогда как в большинстве наземных гаражей в летний зной очень жарко.

Хранение автомобиля в полуподвальном или подвальном помещении является не очень удобным для выполнения ремонтных работ с подвеской и днищем машины. Мощная плита и толстый слой донной гидроизоляции делают практически невозможным обустройство смотровой ямы, а небольшая высота потолков в 2,5- 2,8 м сильно затрудняет использование подъемников или опрокидывателей.

К недостаткам можно отнести также необходимость строительства специального заезда в гараж в виде наклонной площадки или пандуса, что, соответственно, меняет профиль придомовой территории. Вдоль боковых линий и отмостки фундамента потребуется установить очень мощную подземную ливневую канализацию, так как естественный уклон пандуса приведет к перенаправлению потоков дождевой воды к воротам гаража. В некоторых случаях приходится вдоль заезда в помещение гаража выстраивать высокие парапеты, препятствующие затеканию. В зимнее время яма пандуса перед гаражом – идеальное место для сугроба высотой в человеческий рост.

Цоколь гаража: что это и для чего нужен

Существует несколько причин, по которым следует возвести цокольную часть:

  • Дополнительная тепло- и гидроизоляция.
  • Возможность оборудования дополнительной вентиляции. Если планируется погреб в гараже, то она не будет лишней.
  • Постройка будет иметь более длительный срок службы. Увеличенные долговечность и рыночная стоимость гаража при продаже или сдаче в аренду окупают небольшие дополнительные вложения.

Приведенные аргументы довольно весомые. Поэтому в проекте гаража следует заранее планировать цоколь. Цоколь гаража является составной частью конструкции гаража, служащей основанием для строительства стен. Он действует как подушка между фундаментом(см.Какой нужен фундамент для гаража: определяем и делаем) и стенами. Итак:

Высота цоколя до 70 см. Расходы на возведение цоколя стандартного кооперативного гаража размером 6х4 метра не такие уж значительные, как может показаться на первый взгляд. В этом можно убедиться, произведя предварительные расчеты.

На практике строительства гаража применяют несколько способов возведения цоколя. Их различия в соотношении толщины цоколя к толщине основных стен гаража.

Какая должна быть глубина заложения ленточного фундамента

Для строительства подвала необходимо погружение ленты в грунт на глубину ниже уровня промерзания. Это минимальное значение, на практике чаще всего руководствуются высотой подвала, толщиной слоя песчаной подготовки и бетонного пола.

В сумме возможна глубина заложения ленты, превышающая 2 м. Необходимо учитывать, что при таких условиях боковая поверхность ленты имеет большую площадь, что способствует увеличению горизонтальных нагрузок на нее с внешней стороны.

Уменьшить их величину можно только расширением котлована и увеличением слоя засыпки пазух, компенсирующего давление и выполняющего дренирующие функции. Увеличивается объем гидроизоляционных работ и общий расход стройматериалов, особенно при наличии бетонного пола.

Расчет конструкции подвала должен выполняться грамотным специалистом, действовать «как у соседа» в данном случае слишком рискованно.

Ворота для гаража в цоколе

В зависимости от конструкции и оформления въезда в цокольный гараж выбирается и разновидность въездных ворот. Если подъезд не заглубленный, или при углубленной конструкции въезда его «ворот» достаточно широкий, то можно использовать классические распашные ворота.

Если же ширина «ворота» не позволяет нормально пользоваться распашными створками, то уместной будет установка ворот секционной, подъемной или рулонной конструкции.

Так как они не требуют наличия свободного места по бокам въезда при открывании.

Ворота для гаража секционные:

Изготавливаются из металлических горизонтальных полотен. Их количество варьируется от четырех до шести в зависимости от высоты въездного проема. При максимальной длине секции в пять метров, ее ширина от тридцати пяти до шестидесяти сантиметров.

То есть секционные ворота подойдут и для гаража на два автомобиля.

Для изготовления секционных ворот применяют алюминий или листовую сталь, в редких случаях дерево.

Для использования в холодных регионах подойдут модели с двухслойной конструкцией секций проложенной пенополиуретановым уплотнителем.

Открываться секционные ворота могут как автоматически, так и руками.

Достоинства секционных ворот:

  • экономия места в гараже и на подъезде к гаражу
  • при использовании утеплителя достаточно хорошая шумо- и термо- изоляция
  • возможность использования для помещений с высотой проема до шести метров, и шириной до семи метров

Недостатки секционных ворот:

  • высокая стоимость
  • сложная конструкция
  • слабая взломостойкость

Подъемно — поворотные ворота для гаража:

Максимальные размеры таких ворот шесть метров в ширину и два с половиной в высоту. Что делает их удобными в использовании для гаража на две машины.

Функционируют подъемно — поворотные ворота с помощью шарнирно-рычажного механизма, поднимающего и укладывающего полотно ворот под потолком. Вес створки компенсируется установленными по сторонам пружинами, защищенными чехлами.

При выборе таких ворот помните, что подъезжать к ним ближе, чем на метр не рекомендуется, иначе при открывании створка повредит авто.

Достоинства подъемно — поворотных ворот:

  • экономия места
  • легкая установка
  • удобная автоматизация
  • нет потребности тщательно расчищать снег перед гаражом

Недостатки подъемно — поворотных ворот:

  • слабая взломостойкость
  • плохая теплоизоляция
  • не рекомендуется открывать-закрывать больше десяти раз в день
  • необходимость соблюдать дистанцию при подъезде к гаражу
  • бывают только прямоугольной формы
  • нельзя заменить часть поврежденного полотна

Рулонные ворота для гаража:

Конструкция из горизонтальных ламелей максимальной шириной до полутора метров. Соединенной шарнирной системой в единое полотно.

При открывании полотно собирается в рулон с помощью вала установленного над проемом ворот.

При установке в проем высотой до трех метров с рулонными воротами вполне можно справиться вручную. Более длинное полотно нуждается в автоматизации.

Достоинства рулонных ворот:

  • не нужно свободное место перед гаражом и можно подогнать авто вплотную
  • удобство и простота конструкции
  • легко автоматизируются

Недостатки рулонных ворот:

  • высокая стоимость
  • малая теплоизоляция
  • слабая взломостойкость

Устанавливая автоматизацию на любой тип ворот, задумайтесь о ситуации, когда электричество исчезло, а выехать вам срочно нужно.

Что же делать в таком случае?

Вас выручит установка устройства, с помощью которого можно отсоединить тягу электропривода от полотна. И открыть ворота ключом снаружи.

Разновидности гаражных помещений в цоколе по потере тепла

Для исключения проникновения холода через стены, которые примыкают к дверному проему, следует тщательно утеплять всю площадь цоколя листами ЭППС или минеральной ватой.

Обустройство цоколя на склоне

Благодаря склону можно уменьшить количество работ под землей при обустройстве котлована для здания. Чтобы выровнять площадку под фундамент, нужно будет сделать вертикальный рез склона под заднюю стену цоколя и часть фундамента, а дальше при помощи бульдозера убрать часть земли и сделать планировку под постройку.

Монтаж дома с гаражом в цоколе на склоне обычно требует серьезных мероприятий по защите в плане предотвращения сползания верхних слоев земли на заднюю стену здания. Обычно для таких домов строят фундаменты из блоков ФБС, и в глубину они не более 3 м. Блочный цоколь частично поднимают над уровнем земли, чтобы было удержание верхний слоев грунта, которые нависают над зданием.

Когда с обустройством цоколя будет закончено, задняя часть дома почти полностью будет погружена в землю, а цокольный этаж и фасад будут почти полностью на поверхности. Помимо этого, площадка перед гаражом и выездная дорожка будут с уклоном, и его направление будет задано от фундамента, а это обеспечит замечательное водоотведение и удобство при выезде из гаража. При сильных снегопадах площадку не будет заносить снегом, и заливать водой.

Достоинства гаража в цоколе на склоне

Хочется сказать, что для тех зданий, которые расположены на склоне, удачным сочетанием можно назвать обычное гаражное помещение и полуподвал. Так не будет проблем со снегом и водой от дождя, но внутри все равно будет сохраняться прохлада и зимой, и летом.

Для полуподвала можно использовать любые ворота, и распашные, и откатные. Еще вы можете сделать навес и площадку для стоянки машины, что недоступно для многих помещений в цоколе при классическом исполнении.

Общие сведения

Достоинства дома с гаражом в цокольном этаже

Для многих владельцев авто без разницы, где именно будет находиться гараж, в полуподвальном помещении или пристройке. Для них важно, чтобы выезд и въезд в гараж и из него на площадку был простым и удобным, и позволял хорошо сохранять машину.

Проект гаража с цокольным этажом интересен с точки зрения дизайна и архитектуры:


  • Это делает здание визуально компактнее и аккуратнее, нет никаких пристроек и достроек.

  • Благодаря расположению гаража под домом вы можете отнести первый этаж к подвальным и полуподвальным помещениям и увеличить площадь дома искусственным образом без сбора разрешений надзорных органов.
  • При наличии углубленного варианта гаража это почти не сказывается на облике фасада. При наличии цоколя не будет виден или будут просматриваться, но незначительно ворота и отделка, и при этом будет сохранено удобство заезда без маневров по участку.

Обратите внимание, что при наличии цокольного этажа будут ухудшены гидроизоляционные качества, так как больший участок системы фундамента будет занят гаражом, а значит, вам придется усиливать гидроизолирующий барьер, чтобы избежать затопления и подтеканий.

Помимо этого, часто при открытых воротах можно заметить, что происходит в гаражном отсеке, практически невозможно, так как благодаря въездной дорожке будет перекрыт обзор. Автолюбители отмечают, что гараж в цокольном этаже нравится им за удобство, доступность и простоту хранения.

Недостатки гаража, который расположен в цоколе

Но помимо преимуществ есть и некоторые недостатки, которые доставляет ощутимые неудобства, связанные с тем, что в цоколе есть гараж:

  • Из-за разрыва в фундаментной ленте и цоколе, которые возникают при установке входных ворот, нагрузка на разные участки фундамента перераспределяется. Вследствие этого исследование несущих способностей земли должны быть проведены только опытными специалистами.
  • Из-за того, что цоколь низкий, площадь соприкосновения стен гаража с почвой и грунтовыми водами требуется установки качественной и мощной внешней гидроизоляции и вентиляции внутри помещения. Помимо этого, требуются определенные меры дренажа воды в область ворот и выездной площадки.
  • Уровень помещения, который находится ниже уровня земли, способствует скапливанию испарений и газов, которые связаны с тех.обслуживанием двигателя автомобиля. Для блокирования проникновения паров с цоколя на жилой этаж нужно будет сделать дополнительное уплотнение на стыках и в щелях в плитах.

Важно! Очень редко, но все же применяют в подвальном помещении лишь подъемные ворота, хотя такие конструкции не пользуются спросом. Это связано с тем, что уровень площадки перед воротами обычно выше порога.

Если в гараже нет отопления, вам нужно будет произвести дополнительное утепление краевых частей фундамента, которые прилегают к помещению гаража и цоколю.

Удобство проекта гаража в цокольном этаже – оправдано ли оно?

Владельцы авто считают, что хранение автомобиля в таком типе гаража более, чем удобно. Летом за счет хорошей вентиляции в помещении не появляется сырость, только комфортная и сухая прохлада. В наземных же постройках в летний зной душно.


Хранить машину в подвальном или полуподвальном помещении скорее неудобно лишь из-за проблем с выполнением ремонтных работ подвески и днища авто. Толстый слой гидроизоляции и мощная плита практически не дают возможности сделать смотровую яму, а из-за небольшой высоты потолка почти нет возможности использовать опрокидыватели или подъемники.

И вернемся к недостаткам – потребуется строительство специального въезда в гараж, который будет представлять собой площадку или панду, а это будет менять профиль придомовой территории. Также вдоль отмостки и боковых линий фундамента придется устанавливать хорошую ливневую канализацию, так как из-за естественного уклона пандуса потоки дождевой воды будут перенаправлены к воротам гаража.

Иногда план гаража в цокольном этаже требует выстраивания вдоль заезда в гараж парапетов, которые будут препятствовать затеканию воды. Зимой яма перед гаражом становится идеальным местом для образования сугробов, высота которых равна человеческому росту.

Отделка и обустройство

Внутреннюю отделку погреба лучше сделать до изготовления перекрытия.

Сначала нужно убедиться, что стены не протекают, и устранить любые щели. После этого отделывают внутреннюю поверхность погреба. Побелки и разные краски могут выделять токсичные вещества, что очень опасно в закрытом подвале. Перед началом отделки погреб очищают от пыли, грязи и сдирают любые наслоения на стенах.

Дешевле всего сделать побелку известью или мелом. Дополнительный плюс известковой побелки в том, что она уничтожает любые микроорганизмы. Часто используют готовые составы для побелки, их можно купить в строительном магазине.

Негашёную известь применяют при хорошей вентиляции и низкой влажности в подвале. Для обработки стен потребуется малярная кисть или большой пульверизатор.

Можно их не только побелить мелом или известью, но и покрыть слоем штукатурки. Для примера рассмотрим простой способ оштукатуривания стен.

Работа состоит из нескольких этапов:

  1. На отделываемую поверхность крепят сетку из металла. В подвале часто бывает высокая влажность, в этих условиях штукатурка может облететь со стены. Для монтажа сетки используют дюбеля. Но не забывайте, что вентиляционные отверстия нужно оставить открытыми.
  2. На поверхность наносят штукатурный раствор и заглаживают полутёром. После чего помещение хорошо просушивают.

Подготовка основания

Устройство фундамента и стен эксплуатируемого подвала
Строительные работы начинают с рытья котлована экскаватором. Когда до проектной отметки, на которой должна находиться подошва фундамента, остается 10–15 см грунта, его выемку завершают уже вручную, чтобы точно соблюсти заданный уровень. Далее выполняют пластовый и пристенный дренаж и приступают к созданию «пирога» под монолитную плиту.

На дно котлована слоями (общей толщиной 200 мм) насыпают гранитный щебень с обязательной промежуточной трамбовкой, а затем постепенно проливают его пескобетонным раствором, пока он не образует на поверхности сплошную корочку. После этого заливают 40-миллиметровую стяжку — так называемую подбетонку.

Отвердевшую стяжку грунтуют битумной мастикой и настилают два слоя наплавляемой оклеечной гидроизоляции, перекрывая края полотен на 50–70 мм и сваривая стыки газовой горелкой. Изоляция должна выступать за периметр основания метровой полосой, которая позже будет заведена на стены.

Для защиты гидроизоляционного слоя от повреждения при дальнейших работах поверх него заливают еще одну 40-миллиметровую цементно-песчаную стяжку, а затем сооружают щитовую опалубку из влагостойкой фанеры под монолитную плиту.

Рытье котлована

Засыпка щебнем

Гидроизоляция стяжки

7

Строительство гаража под домом

Работа по обустройству гаража проводится на этапе сооружения фундамента жилого дома. Для начала проводят земельные работы, во время которых вырывается котлован глубиной 3-5 метров. Дно выкопанной ямы застилается бетонными плитами и заливается цементным раствором.

Закончив с земельными работами, приступают к строительству гаражного здания:

  • Возведение стен. При создании стенок используют прочные железобетонные плиты, с помощью которых делают достаточную высоту потолков. Поперек стен устанавливается горизонтальное перекрытие, которое будет выполнять функцию потолка гаражного помещения и напольного покрытия жилого этажа дома.
  • Облицовка стен. Внутренняя часть стенок обрабатывается штукатуркой и покрывается гидроизоляционными материалами для защиты от повышенной влажности.
  • Установка ворот. Последним этапом создания автогаража считают монтирование ворот. Чаще всего устанавливают секционные ворота, состоящие из нескольких горизонтальных панелей. Они оснащаются автоматическим механизмом, который отвечает за их функционирование.

Вентиляция

У технических помещений должна быть вентиляционная система, отвечающая за циркуляцию воздуха. При организации вентиляции в одну из стенок устанавливается отдушина со специальной фильтрующей решеткой. Также специалисты советуют установить вертикальный канал, который должен располагаться около конька крыши. Это в разы повысит эффективность функционирования вентиляции.

При необходимости устанавливают вентиляционные системы, оснащенные вентиляторами. Они не только нормализуют поступление воздуха, но и очистят гараж от выхлопного газа.

Гидроизоляция

Среди эффективных способов гидроизоляции выделяют использование штукатурных составов. Они покроют все микротрещины в стенах, через которые может проникнуть влага. Оштукатуривание поверхностей осуществляется в несколько последовательных этапов:

  • очистка стенок от пыли, загрязнений и другого мусора;
  • подсушивание стен при помощи строительного фена;
  • замазывание трещин цементным раствором;
  • оштукатуривание поверхности.

Особенности строительства домов с цокольным этажом

На решение возвести цокольный этаж могут повлиять не только финансовые соображения и желание хозяев, но и условия, существующие на строительной площадке. В любом случае не стоит браться за проектирование и строительство своими руками. Только специалисты могут учесть все факторы воздействия на основание и стены цоколя и подобрать оптимальный вариант его изоляции.

Гидрогеологические условия

Гидрогеологические условия на строительном участке являются определяющим фактором для устройства подземного уровня. Во всяком случае, он очень влияет на стоимость его строительства и изоляции.

  • Низкий уровень залегания грунтовых вод (1,5 метра и ниже) и водопроницаемый грунт считаются идеальными условиями для такого строительства. Они позволяют с минимальными затратами обеспечить требуемую высоту помещения и его гидроизоляцию. Затраченные на это средства лишь немного превысят стоимость заглубленного ленточного фундамента.
  • Любые иные гидрогеологические условия требуют индивидуального подхода к проектированию цокольного этажа с учетом укрепления грунта, осушения участка, использования оборудования для поддержания на участке оптимального уровня влаги и прочих необходимых работ. Соответственно, повышаются и затраты на проектирование и строительство. В таких случаях нужно серьезно подумать над тем, зачем нужен цокольный этаж, стоит ли его наличие немалых затраченных средств.


Высокий уровень залегания грунтовых вод очень усложняет строительство

Рельеф

Иногда целесообразность устройства дополнительного полуподземного этажа диктует рельеф участка, на котором планируется строительство коттеджа. Например, большой уклон, который в большинстве случаев считается недостатком, превращается в достоинство, позволяющее без лишних затрат оборудовать под домом жилые или подсобные помещения.


Строительство цокольного этажа на участке с уклоном

Причем часть такого этажа может полностью возвышаться над уровнем земли, не требуя серьезных работ по его изоляции от влаги.

Чем подвал отличается от технического подполья?

СНиП 31-01-2003 определяет подполье как технический этаж, предназначенный для инженерного оборудования и коммуникаций и имеющий высоту минимум 1,8 м для возможности их обслуживания. Пространство меньшей высоты, используемое только для прокладки коммуникаций, техническим этажом не является, но за ним также закрепилось наименование подполья.

В деревянных домах, где нет подвального или цокольного этажа, подполье (как правило, высотой от 60 см) необходимо для циркуляции воздуха под утепленным нижним перекрытием, чтобы не допустить выпадения на нем конденсата и, как следствие, гниения древесины. С той же целью в ленте фундамента предусматривают продухи, а в самом перекрытии делают люки 60 × 60 см, чтобы иметь доступ в подполье для контроля состояния балок и коммуникаций.

5

Проектирование

Как правило, проектная часть любого дома начинается с жилых помещений, то есть с верхних этажей, а уже потом проектируются нежилые помещения в цокольном этаже. Так как конструкция цоколя является несущей, то план стен цокольного этажа должен совпадать с расположением стен первого жилого этажа. Это необходимо учитывать при строительстве гаража.

Если вы покупаете участок на склоне холма, увеличьте свое пространство с помощью планов домов на наклонных участках. Эти планы на дому позволят вам получить максимально возможную площадь пространства для использования в вашем доме, обеспечивая все преимущества подвала для прогулок. У нас есть дневные подвальные планы в широком диапазоне архитектурных стилей, в том числе загородные коттеджи, современные проекты, многоэтажные дома и даже дома в стиле ранчо. Дизайн дома — прекрасный пример наших планов на склоне холма.

Другой, но меньший дизайн дома — это домашний план. Используйте наши варианты, чтобы найти именно то, что вам нужно, основываясь на квадратных футах, количестве спален и многом другом. Выберите один от самого нового до самого старого от самого маленького до наименьшего от самого маленького до самого большого числа комнат № полного плана ванны План Название плана.

Проект домов с цоколем, строительство которых ведется на склоне, будет отличаться от тех, которые строятся на ровной земле. Кроме того любой типовой проект нуждается в доработке с учетом всех особенностей грунта (угол склона, грунтовых вод, качественный состав почвы и т.д.). Здесь необходима консультация специалистов.

Строительство дома на склоне может потребовать использования спецтехники, а фундамент нуждается в особенно качественной гидроизоляции, в связи с возможным подмыванием водой, стекающей со склона.

Этот растянутый холм-прогулка имеет захватывающее присутствие со ступенчатыми фронтонами, куполом с акцентированной крышей и каменным и трясущимся внешним видом. Для тех, кто любит развлекаться, в официальной столовой подают все обеды, а просторный уголок для завтрака — место для случайных блюд. Кухня для гурманов предлагает остров с готовой раковиной, позволяя достаточно места для нескольких поваров на кухне. Заднее экранированное крыльцо приносит бесконечные часы наслаждения с камином и потолочным потолком со стеклянным потолком.

Мастер-люкс улучшает прикрепленный солярий для частного отдыха, а также роскошную ванную комнату и гардеробные на двоих. Кладовая, огромная подсобка и электронное пространство привносят в дом многофункциональный рабочий центр. Гостевой номер находится на первом этаже, а также кабинет и две дополнительные спальни, а комната для отдыха находится на цокольном этаже.

Утепляем стены, потолок и пол

Утепление цокольного этажа и гаража производят снаружи и внутри сооружения.

Самыми доступными материалами для утепления стен и потолка подвала являются:

  • гипсокартон
  • листы фанеры
  • вагонка и сайдинг.

Технология утепления стен и потолка заключается в следующем. Листы утеплителя крепят на потолок и стены с использованием специального клея. После закрепления на всей плоскости стены или потолка утеплителя производят монтаж пароизоляционного слоя в виде фольгированного полиэтилен. Пароизоляционный слой крепят на поверхность утеплителя с помощью строительного скотча.

Затем для устройства финишной облицовки подготавливают традиционным способом обрешетку из деревянных брусков, которые крепят насквозь через утеплитель к потолку или стенам с использованием дюбелей. Финишную облицовку крепят к деревянным брускам с помощью саморезов. Для внутренней финишной отделки можно использовать стеновой профнастил С8 светлого цвета с высотой профиля 8мм.

Использование гаража на цокольном этаже

Современные проекты европейских домов, снабженные цокольным этажом, одинаково хорошо подходят как для дачного проживания, так и для строительства капитальных домов, рассчитанных на круглогодичное проживание.

Планировка всех этажей трехэтажного дома с цокольным гаражом

Гараж, который располагается на цокольном этаже, позволяет:

  • Экономить;
  • Сделать дом теплее;
  • Защитить имущество от порчи и кражи;
  • Снизить вероятность появления в доме сырости или плесени.

Если же приобретение автомобиля только планируется, то гараж можно использовать в качестве временного хранилища хозяйственных принадлежностей или овощей. В любом случае этот элемент в проекте загородного строения не будет являться излишеством. Кроме того, пользоваться гаражом в отсутствие машины можно, как кабинетом, дополнительным жилым помещением, например, комнатой для гостей или для хобби.

Визуальные преимущества расположения гаража на цокольном этаже дома

Дом, в проекте которого реализован цокольный этаж, обычно предусматривает отделку фасада, что придает строению визуально солидность и создает общую эстетически приятную картину, которая выгодно подчеркивает вкусы владельца. Для отделки фасада используются натуральные и искусственные материалы в большинстве случаев — камень.

Строить подвал самому или силами профессионалов?

Даже если всеми процессами строительства вы привыкли заниматься самостоятельно, для постройки цокольного этажа рекомендуется нанять опытных подрядчиков.

В случае неправильного строительства цоколя или подвала, могут пострадать все верхние этажи, могут появится трещины на стенах, внутри помещений может скапливаться влага или нарушиться теплообмен. И, со временем, расходы на ремонт будут только расти.

При обустройстве цокольного этажа в доме необходимо учесть множество моментов:

  • ширина стен (не менее 30 см);
  • тип фундамента;
  • расчет нагрузок и дополнительное усиление;
  • идеальная изоляция и вентилирование.

Специалисты из фирм, специализирующихся на строительстве подвалов, помогут с правильным подбором материалов и оборудования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]