Резьбовые соединения присутствуют во всех машинах, тракторах и прочих механизмах. Они используются тогда, когда детали должны быть разъемными. Это очень удобно и позволяет быстро заменить то, что вышло из строя. Но иногда бывает так, что винт не выкручивается, не получается снять прикипевшую шпильку или слизало головку болта. Как выкрутить винт с сорванной головкой? Как достать обломанную шпильку? Как выкрутить заломыш в труднодоступном месте?
О том, как выкрутить обломившийся под корень, сломанный или слизанный болт или винт, поговорим далее в статье.
Почему винт не выкручивается: основные причины закисания болтов и срыва резьбы
С проблемой того, как выкрутить болт с сорванной головкой, шестигранник с сорванными гранями или обломанный штуцер, сталкивается каждый машинист или автомеханик. При эксплуатации автомобилей, тракторов и другой спецтехники резьбовые соединения часто контактируют с масляными или едкими жидкостями, забиваются грязью и испытывают повышенное напряжение при превышении нагрузок. Все это негативно сказывается на прочности болтов и шпилек.
Выкрутить шестигранник с сорванной головкой нужно обязательно. Если этого не сделать, не получится установить новую деталь, используя стандартные соединения. А всверливание рядом снизит прочность запчастей и нарушит целостность конструкции.
Чтобы предотвратить появление обломанных шпилек и болтов с сорванной головкой, важно при каждом ТО и замене деталей внимательно осматривать состояние резьбовых соединений. Если обнаружатся дефектные (со следами коррозии, наплывами, сорванной резьбой или слизанными гранями шестигранников), их надо заменить на новые. Это поможет сохранить качество и прочности соединений.
Но проблемы могут возникнуть даже при правильном и регулярном обслуживании. Основные причины, по которым возникают сложности с тем, чтобы выкрутить болт со сломанной головкой, следующие:
- естественная усталость металла, возникающая при постоянных напряжениях в процессе эксплуатации;
- контакт с техническими жидкостями (солярка, масло, антифриз и т.д.);
- нарушение защитного слоя крепежа, в результате чего появилась ржавчина или начались коррозийные процессы;
- потеря прочности металла в результате постоянного перегрева;
- слишком сильно затянутые крепежи;
- заводской брак.
Но какими бы ни были причины, важно знать, как выкрутить винт со слизанными гранями, сорванной головкой или ржавчиной, а также как аккуратно достать заломыш болта. Рассмотрим далее в деталях с фото частные случаи и предложим оптимальный способ для каждой ситуации.
Как подобрать оптимальный диаметр и размер
Главный конструктивный параметр любого болта — величина резьбы. Это условный диаметр сечения стержня, которым изделие будет воспринимать все нагрузки.
Расчет ведут преимущественно по двум критериям: анализируя растягивающую осевую нагрузку и поперечный сдвиг. Что примечательно, во втором случае любой крепеж работает существенно хуже, чем с осевым растяжением.
При расчете используют:
- точную величину рабочей нагрузки;
- запас прочности;
- величину допустимого сопротивления материала болта растяжению;
- величину допустимого сопротивления материала болта срезу;
- количество и логику распределения болтов.
Следует отметить, что не всегда вся действующая нагрузка распределена между группой крепежа равномерно. Это справедливо только для круглых и квадратных сборок. В остальных случаях одни болты будут нагружены на 15..20% больше остальных, и это нужно учесть в расчете.
Требуемый запас прочности принимают конструктивно, ориентируясь на особенности всего изделия в целом и работы узла в частности. В классическом машиностроении этот параметр не может быть ниже 2,5 — то есть, рассматриваемый крепежный элемент должен выдержать 250% от максимальной рабочей нагрузки. В современной продукции бытового обихода производители закладывают коэффициенты от 1,2 до 1,5, снимая с себя ответственность за поломку механизма, если пользователь перегрузит его выше допустимого предела.
Если следовать рекомендациям и подходить к вопросу запаса прочности основательно, то следует учесть в первую очередь характер нагрузок: при постоянном цикле назначают от 4 до 6,5, а при переменном нагружении — от 6,5 до 12,5. С таким большим запасом инженера обеспечивают разгрузку крепежа, повышают суммарную надежность и увеличивают срок службы.
Чтобы максимально точно рассчитать все условия работы соединения, придется также расширить расчет до использования параметров самой сборки:
- толщина стянутых деталей;
- модуль упругости материалов деталей;
- диаметр отверстий, в которые установлены болты;
- площадь соприкосновения головки и гайки с торцами деталей.
Если на узел в постоянном или периодическим режиме воздействует нагрев или охлаждение (выше +100С° и ниже −50С°), дополнительно учитывают влияние температур как на материал болта, так и на материалы деталей, поскольку их физико-механические и прочностные характеристики будут меняться. Особенно значимо это проявляется в условиях свыше +300°С, когда нагрев может ослабить болт на 25% от исходной прочности.
Расчет для осевой и сдвиговой нагрузки отличается:
- на растяжение — диаметр болта рассчитывают, опираясь на допустимое сопротивление растяжению;
- на срез — диаметр болта рассчитывают, используя в качестве допустимого сопротивления срезу 20..30% от предела текучести.
В качестве уточняющего параметра в ряде случаев рассчитывают также смятие.
Обратите внимание: в расчетах используют допустимые значения сопротивлений по каждому виду нагружения. Эти параметры нужно подбирать по справочной литературе или путем деления предела текучести материала на принятый запас прочности.
Так для изделия из «сырой» стали 20 собственный предел текучести составит 250 МПа. Допустимое напряжение на растяжение, выбранное по справочнику — 95…140 МПа, срез — 45…85 МПа, смятие — 175…210 МПа. Точное значение будет зависеть от вида нагрузки согласно трем классам опасности. Для поиска нужных величин для любых материалов и условий можно использовать 1 том «Справочника конструктора-машиностроителя» Анурьева В.И.
Результатом расчета станет минимально допустимый диаметр сечения, с которым болт выдержит заданную нагрузку без разрушения и пластической деформации. Этот размер можно сопоставить с внутренним диаметром резьбы. Так, если по расчету вы получаете значение в 11,2 мм, следует ориентироваться на резьбу М14 — поскольку внутренний диаметр для такого типоразмера составляет 11,546 мм. Подобранный болт всегда должен быть однозначно больше расчетной величины.
Указанная выше схема подходит для оценки работы одного изделия. Если рассматривают группу, то суммарную действующую нагрузку делят на общее количество крепежа.
Последняя формула учитывает, что дистанция (плечо) от действующей силы до крепежного элемента оказывает прямое влияние на распределение нагрузки.
В практике используют только четное количество болтов в группе — чтобы облегчить разметку и последующую обработку деталей. Наиболее распространенные числа: 8, 12, 16, 24. В редких случаях, если собирают крупногабаритные изделия, закладывают 36 болтов.
По результатам расчетов следует купить болты по ближайшей большей резьбе или даже через одну. Длину назначают конструктивно — рассчитывая, что как именно он будет установлен в узле: насквозь с фиксацией гайкой или в упор в глухое отверстие. Помните, что при сборке с гайкой резьбовой конец должен выйти из гайки хотя бы на 2 мм, а для крупной резьбы — до 5 мм.
Универсальный алгоритм по выкручиванию обломанной шпильки
Если торчит резьбовая часть | Навинтить две гайки. Выкручивать шпильку, захватив ключом нижнюю гайку. |
Навинтить одну гайку, приварить ее к шпильке. Вынимать крепеж, захватив ключом гайку. | |
Если торчит гладкая часть или сорвана резьба | Наживить гайку и приварить ее к выступающей части шпильки. Когда металл остынет, выкрутить ее, воспользовавшись гаечным ключом. |
Если шпилька обломилась с выступом, поставить в его основание толстую отвертку и бить молотком в направлении откручивания. | |
В торце обломанной шпильки зубилом выбить канавку и выкрутить крепеж плоской отверткой. | |
Использовать шпильковерт. | |
Если сорвало головку болта или шпилька обломилась вровень | В торце обломанной шпильки зубилом выбить канавку и выкрутить крепеж плоской отверткой. |
Полуавтоматом наварить выступ и затем приварить к нему гайку или пруток, за которые будет легко выкрутить шпильку. | |
Высверлить заломыш. Сверлят на всю длину, постепенно увеличивая диаметр сверла. Остатки резьбы вынимают острогубцами, предварительно сбрызнув вэдэшкой. | |
Использовать экстрактор или TORX. |
Как убрать ржавчину: 9 способов
Ржавчина своим появлением всегда вызывает огорчение. Обнаружить ее можно где угодно – на любом металле, на плитке, на одежде, на фарфоре, на сантехнике, на посуде, на декоративных изделиях и еще много где. На рынке бытовой химии можно найти различные средства, помогающие бороться со столь трудными для удаления пятнами, но можно воспользоваться и тем, что есть под рукой. На сайте Избавиться.ру можно найти неопасные, экологически чистые и достаточно простые домашние средства, помогающие убрать ржавчину.
Как убрать ржавчину – домашние средства
Хочется подчеркнуть, что при использовании любых из этих средств не стоит увеличивать время воздействия на пятно. Это может привести к порче изделия. И обязательно после обработки важно промывать и насухо вытирать подвергшуюся воздействию поверхность – это предотвратит повторное появление ржавчины.
Универсальный алгоритм по выкручиванию болта с поврежденной головкой
Механика того, как выкрутить болт, если сломал головку, будет аналогична ситуации с выкручиванием шпильки. Выкрутить болт без головки можно, воспользовавшись одним из способов, описанных выше.
Советы о том, как выкрутить болт, если слизало головку, кратко приведены в таблице.
Если слизаны грани болта (не сильно) | Напильником обточить грани и открутить болт гаечным ключом. |
Набить 6- или 12-гранную насадку под накидной ключ, открутить болт ключом. | |
Наварить гайку, внутренний диаметр которой соответствует наружному диаметру головки болта. Выкрутить, используя гаечный ключ. | |
Наживить зубилом канавку по диаметру головки болта, открутить его отверткой. | |
Если головка болта сорванная или сильно повреждена | Спилить болгаркой головку, выкрутить остаток крепежа, используя один из способов для шпилек. |
Если болт с сорванной головкой имеет выступ, поставить в его основание толстую отвертку и бить молотком в направлении откручивания. | |
Использовать экстрактор или подходящу звездочку. |
Не забуваємо про профілактику
Способи видалення заржавілих деталей є, але, як не крути, потрібно докладати зусилля і витрачати час. Щоб цього уникнути, краще дотримуватися профілактичних заходів.
- Гайки, які утримують глушник в авто або колеса, обробляються антикорозійними засобами, а потім солідолом.
- Скупчилися на деталях пил, пісок та інші забруднення прискорюють процес окислення і збільшують ризик утворення іржі, тому слід частіше мити не тільки окремі вузли, але і весь авто.
- Використовуйте тільки якісні кріплення з високим класом міцності. Економія на болтах і гайках може привести до їх передчасної поломки і пошкодження прилеглих вузлів.
- Якщо є можливість, зберігайте транспортний засіб в гаражі. Часті опади згубно впливають не тільки на кузов, але і на кріплення.
- Слідкуйте за сантехнікою. Якщо кран на кухні або у ванній кімнаті потік, краще завчасно усунути неполадки. Для цього доведеться знімати змішувач і міняти прокладки. Таким чином ви врятуєте не тільки виріб від передчасної поломки, але і кріпильні елементи від утворення іржі.
- Застосовуйте надійні інструменти. Вони коштують недешево, але в процесі експлуатації показують себе тільки з позитивного боку.
Якщо мова про патрубках з нарізним сполученням, регулярно перевіряйте, щоб на них не було патьоків. При необхідності проводите своєчасну заміну прокладок і інших деталей, що забезпечують герметичність з’єднань.
Как выкрутить шпильку из блока двигателя
Плановая замена шпилек ГБЦ
Выполнять замену шпилек ГБЦ рекомендуется одновременно. Устанавливая крепеж из одной партии, мы добиваемся того, что все шпильки будут иметь схожие характеристики. Соответственно, нагрузка будет распределяться равномерно, а это увеличит срок эксплуатации узла.
Перед чем, как выкрутить шпильку из блока двигателя, тщательно смочите места соединений WD-40. Если под рукой его не оказалось, подойдет керосин или тормозная жидкость. Откручивать болты нужно специальным ключом, но если его нет — выкрутить шпильку из алюминиевого блока можно газовым ключом.
Важно: нельзя резко тянуть и дергать ключ — это верный шаг к появлению обломыша.
Если с первого раза выкрутить шпильку из алюминиевого блока двигателя не получилось, надо повторно нанести на соединения техжидкость — лучше все же найти WD-40. Через 10-15 минут можно попробовать еще раз.
Чтобы облегчить снятие шпилек ГБЦ в следующий раз, смажьте каждую перед установкой графитовой смазкой. При затяжке используйте ключ с динамометром и следите, чтобы усилие не превышало рекомендованных значений.
При выполнении этих рекомендаций выкрутить шпильку из головки блока цилиндров в следующий раз не составит труда. Но что делать, если в прошлый раз вы не были так предусмотрительны или ремонтом занимались другие?
Как выкрутить обломанный болт из блока двигателя
Избежать обломанных шпилек с блоке двигателя часто не удается даже при осторожных попытках снять крепеж — усталость металла и заводской брак никто не отменял. Ситуация неприятная, но есть способы все исправить и все же выкрутить обломанный болт из блока двигателя. Рассмотрим самые простые и действенные методы.
Если остался торчать фрагмент шпильки
Чтобы выкрутить сломанную шпильку из блока двигателя, надо поступить следующим образом:
- Надеть на обломок шпильки гайку (нужен чуть больший диаметр) и приварить ее, чтобы получился болт. После этого легко можно выкрутить шпильку из алюминия обычным накидным ключом.
- К обломившемуся болту в алюминиевом блоке двигателя приваривают кусок арматуры. Чем длиннее он будет, тем больше будет плечо, а значит, легче будет выкрутить шпильку. Оптимально взять кусок арматуры 35 см. Далее выкрутить конструкцию, как обычный винт.
- Если сломанный болт из головки блока имеет достаточную высоту, его можно напильником заточить под квадрат. После этого выкрутить болт при помощи воротка для метчиков.
Если шпилька ГБЦ сломалась заподлицо
Чтобы выкрутить заломыш болта из блока двигателя, сломавшийся вровень с поверхностью, придется его высверливать.
- Укутать блок цилиндров плотной тканью, чтобы сажа и гарь не попали внутрь.
- Зашлифовать заломыш шлифмашинкой с абразивной насадкой, чтобы убрать сколы и выступы.
- По центру шпильки цилиндра накернить небольшое углубление.
- Высверлить на полную глубину шпильку при помощи сверла меньшего диаметра. Очень важно, чтобы сверло не отклонялось от вертикали и не уходило в сторону. Для этого блок ГБЦ нужно положить или зафиксировать.
- Восстановить резьбу под шпильку ГБЦ, используя штатные метчики подходящего диаметра.
Если выкрутить обломанный болт из алюминия ГБЦ не удалось, придется устанавливать новую шпильку большего диаметра. Для этого в месте заломыша высверливается отверстие под новую шпильку. После сверления нужно нарезать резьбу, это делается при помощи метчика подходящего размера. В подготовленное отверстие вкручивается шпилька ГБЦ диаметром больше штатной. Соответственно, для нее понадобится и новая гайка.
Средства для выкручивания заржавевшей гайки и болта
Применение силы — не лучший метод в борьбе с «прикипевшими» креплениями. Чаще всего можно справиться более простыми путями — с помощью специальных средств.
Вот наиболее востребованные варианты:
- WD-40 — классическая смазка для автовладельца на все случаи жизни.
- Горючие жидкости — керосин, скипидар, солярка или бензин. Открутить заржавевший болт или гайку с помощью таких составов удается не всегда, но попробовать нужно.
- Кислота. Если под рукой имеется слабенькая кислота, используйте ее. Суть в том, чтобы рабочая жидкость растворяла оксиды металла.
- Кока-кола. В случае, когда из перечисленного перечня ничего не нашлось, можно использовать излюбленный многими напиток Coca-Cola. Его особенность — наличие в составе ортофосфорной кислоты, эффективно справляющейся с окислительными процессами.
Как выкрутить шпильку из выпускного коллектора
Больше всего проблем с закисшими и обломанными шпильками доставляет выпускной коллектор. Крепежи здесь подвергаются перепаду температур, в соединения попадает сажа, гарь и грязь — а это верные условия для появления прикипевших гаек и хрупких болтов.
Если шпилька и гайка закисли и не откручиваются
При визуальном осмотре может показаться, что гайки закисли намертво — это связано с налипанием грязи и гари. Внутри же резьба может быть целой и вполне поддаться выкручиванию.
Если не получается сразу выкрутить шпильку из выпускного коллектора, действуем следующим образом:
- Обработать соединения WD-40, подождать 10-15 минут и попробовать выкрутить гайку со шпильки снова. Если не получилось — повторить описанные действия. Иногда нужно многократно обрабатывать вэдэшкой, чтобы гайка поддалась. Перед повторными обработками можно аккуратно прочищать соединения щеткой с металлической щетиной.
- Если высвободить шпильку выпускного коллектора не получилось, гайку можно нагреть горелкой. Но перед выкручиванием надо дать металлу полностью остыть.
- Если гайки не поддаются, их можно спилить болгаркой или расколоть зубилом.
Обычно после этого выкрутить шпильки из выпускного коллектора не составит труда, поскольку под гайки редко попадает сажа и гарь. Но если крепежи простояли долго, то от температурного воздействия металл может лопнуть.
Как выкрутить сломанную шпильку из выпускного коллектора
Воспользуйтесь следующими советами, чтобы быстро выкрутить обломанную шпильку из выпускного коллектора:
- Зашлифовать шлифмашинкой с абразивным диском заломыш, чтобы убрать неровности. Зубилом набить глубокую риску и выкрутить обломанную шпильку с выпускного коллектора, воспользовавшись плоской отверткой.
- Наварить на сломанную шпильку гайку, дождаться полного остывания и затем выкрутить при помощи гаечного ключа. Способ подойдет даже тогда, когда крепление обломилось заподлицо, поскольку за алюминиевую основу сварка не возьмется.
- Если ничего не помогло, выкрутить сломанную шпильку из выпускного коллектора можно старым добрым рассверливанием. Напильником или шлифмашинкой срезать неровности с заломыша, чтобы получилась более-менее ровная площадка. Накернить точно по центру отверстие и засверлить на всю глубину сначала тонким сверлом (можно взять двойку), а затем потолще (3,5). Остатки обломанной шпильки обработать WD-40 и выкрутить, помогая себе пассатижами или острогубцами. Чтобы восстановить резьбу, надо пройтись соответствующим метчиком.
Как вытащить болт, если он сломался, и ничего не помогает или резьба уже сильно повреждена
В такой сложной ситуации следует высверлить такое отверстие, чтобы его ширина была достаточной для нарезания новых витков. Хотя метиз может быть каленым и плохо поддаваться. Тогда его необходимо подвергнуть тепловому воздействию – нагреть докрасна, – после чего оставить остывать. Категорически запрещено принудительно охлаждать его водой – слишком резкий скачок температур лишь приведет к появлению трещин.
Операцию по медленной смене терморежима необходимо провести несколько раз. Благодаря этому произойдет отпуск и некоторое размягчение металла, и поврежденный элемент станет проще высверлить. Но если корпус детали (агрегата, функционального узла) выполнен из алюминия, следует соблюдать особую осторожность и следить, чтобы поверхность в зоне нагрева не коробилась.
Как выкрутить шпильку или болт на колесе
Много неприятностей автовладельцам и трактористам доставляет ситуация, когда надо выкрутить шпильку или болт из ступицы колеса. Существует несколько механик крепления колес, и все они требуют точного соблюдения рекомендаций производителей (выдерживать определенное усилие, центровать диск, использовать проставочные кольца и т.д.). В противном случае нагрузка неравномерно распределяется на крепления колеса со всеми вытекающими последствиями.
Особых отличий в том, как выкрутить шпильку или болт колеса, нет. Единственное, что перед откручиванием шпилек нужно сначала снять гайки. Если они прикипели, достаточно обработать их 1-2 раза WD-40. Особых сложностей с ними обычно не возникает: они хоть и выглядят «страшно», в том плане что залеплены грязью, но откручиваются без проблем. А вот дальше начинается самое интересное.
Шпильки и болты очень часто трескаются и обламываются. Чтобы выкрутить сломанную шпильку из ступицы на легковом автомобиле, действуют следующим образом:
- Снимают колесо и тормозные диски.
- Если обломившийся болт из ступицы колеса слишком длинный и при выбивании будет упираться в поворотный кулак, его можно подпилить или сточить мешающую грань напильником.
- После всех приготовлений слизанный болт колеса выбивается молотком.
При повреждении шпильки колеса ее нужно сразу же заменить, поскольку согнутое крепление не может выдерживать запроектированные нагрузки. Также желательно при замене сразу выкрутить все шпильки из ступицы и заменить их новыми — метизы из одной партии будут максимально равномерно распределять нагрузку.
Чтобы выкрутить сломанную шпильку или болт из ступицы колеса на тракторе, грузовике или в особо тяжелых случаях на легковом авто, можно воспользоваться одним из следующих способов:
- Выкрутить болт или шпильку колеса при помощи «мясорубки». Это специальный редукторный гайковерт, служащий для усиления крутящего момента. Даже самый тугой крепеж, от которого гнутся обычные ключи, легко выкрутится мясорубкой. На нее можно устанавливать головки под гайки и болты разных размеров.
- Если специальных инструментов нет, то для того, чтобы выкрутить болт или шпильку из ступицы колеса, надо сначала ослабить крепления. Для этого надо обработать соединение WD-40. Если вэдэшка не помогла, можно несколько раз обработать закисшие места уксусной эссенцией или преобразователем ржавчины.
- В некоторых случаях крепеж надо дополнительно нагреть. Для этого подойдет горелка или паяльная лампа. Раскаленный металл охлаждается холодной водой. После этого можно приступать к выкручиванию.
- Чтобы увеличить плечо и легче выкрутить шпильку или болт из ступицы колеса, в ключ продевают лом и действуют им как рукояткой.
Что такое гайка и болт?
Начнем с теории и вспомним, что такое гайка и болт, а также какие функции они выполняют:
- Болт — стержень, выполненный из металла, и имеющий головку квадратного или шестигранного сечения, а также резьбу, предназначенную для накручивания гайки. Сегодня существует множество видов болтов, конструкция и формы которых зависит от назначения. Здесь стоит выделить анкерные, откидные или рым-болты, болты с потайной или полукруглой головкой.
- Гайка — крепежный элемент, имеющий отверстие с нарезанной внутри резьбой. Как правило, гайки имеют шестигранную форму и выполняются под откручивание гаечным ключом. Но бывают и другие варианты изделий — круглые с насечкой, с выступом и прочие.
Как выкрутить болт в труднодоступном месте
Чтобы выкрутить болт в труднодоступном месте, можно воспользоваться минидуктором. Это компактный индукционный прибор, при помощи которого можно прогреть гайки, шпильки и болты. Благодаря длинным и тонким насадкам минидуктором можно подлезть в самое труднодоступное место, чтобы ослабить закисшие крепления и легче открутить болт.
Следующий прием можно использовать, чтобы выкрутить сломанный болт или шпильку в труднодоступном месте. Если крепеж обломился не заподлицо и выступает заломыш хотя бы на 2-3 мм, то на него надо накрутить подходящую гайку и заварить. Как только металл остынет, используя ключ или накидную головку с воротком, можно выкрутить обломанный болт.
Если заломыш болта в труднодступном месте обломился вровень с поверхностью, то сначала его надо нарастить. Для этого сварочным полуавтоматом наваривают «горку». Если не получается зажать этот нарост плоскогубцами и выкрутить, то можно, как и в предыдущем случае, наварить на выступ гайку и затем выкрутить обломанный болт, используя накидной ключ.
Если описанными выше способами выкрутить заломыш в труднодоступном месте не получилось, деталь придется снимать, и затем уже высверливать сломанный болт.
Почему срезные болты выходят из строя и как их отремонтировать
Основная причина выхода из строя срезного болта — это сам оператор. Он невнимательно изучает убираемое покрытие, плохо его знает, либо просто игнорирует элементарные правила эксплуатации снегоуборочной машины.
Всегда есть вероятность, что под снегом остался какой-то металлический предмет, образовался твёрдый лёд, имеются камни, остатки кирпичей и так далее. Ударяясь о такие предметы, срезные болты тут же срабатывают как предохранитель. Чтобы продолжить эксплуатацию снегоуборщика, придётся для начала заменить старый расходник. Это обусловлено тем, что без целого срезного болта, процесс вращения шнекового механизма блокируется. Это необходимо с целью предупредить развитие более серьёзных повреждений и проблем с оборудованием.
Чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций или хотя бы минимизировать количество срабатываний срезных болтов, перед началом работ следует проверить поверхность на предмет наличия под толщей снега каких-то твёрдых предметов. Причём такую рекомендацию обязательно пишут во всех инструкциях по эксплуатации абсолютно к каждому снегоуборочному агрегату. Поэтому не будет лишним детально изучить инструкцию и только потом приступать к работе.
Ошибочно считать и наивно полагать, что сработавшие при столкновении с препятствием срезные болты можно восстановить. Нет, их ремонт невозможен. Единственным вариантом в такой ситуации будет замена расходника на новый элемент.
Ещё один момент. За каждый срезной болт владельцу снегоуборщика придётся отдать минимум 100 рублей. Если игнорировать правила эксплуатации и обращения со снегоуборочной техникой, замена срезных болтов может оказаться частой процедурой. А это нанесёт ощутимый удар по бюджету.
Как выкрутить заржавевший винт или прикипевшую шпильку
Как выкрутить винт, если он заржавел? Эта задача может оказаться не такой простой, как могло показаться на первый взгляд. Особенно если речь идет о резьбовых соединениях, которые не трогали десятилетиями. А если машина или трактор все это время находились на улице, проблем с ржавчиной не избежать.
Чтобы выкрутить заржавевшую или прикипевшую шпильку, действуют так:
- Обрабатывают соединение WD-40 каждые 10-15 минут, перед каждым нанесением прорабатывая винт металлической щеткой.
- В случае сильного прикипания можно использовать преобразователь ржавчины или уксусную эссенцию.
- Если прикипевшая шпилька все равно не поддается, соединение нагревают. Для этого используют паяльную лампу, газовую горелку или минидуктор. В раскаленном состоянии заржавевший винт лучше не выкручивать, а сначала его охладить (можно облить холодной водой). Если же шпилька все еще не поддается, выкрутить можно на горячую, но в этом случае велика вероятность ее повреждения.
Профилактика
Судя по информации, которая приведена выше, открутить заржавевший болт или гайку несложно, но на это уходит немало времени и сил.
Проще не допустить проблемы и учесть ряд рекомендаций. Ниже приведены только некоторые из них:
- Гайки, которые удерживают глушитель, перед закручиванием покройте антикоррозийным составом. После этого обработайте изделие с помощью солидола (для большей эффективности добавьте в состав немного графита). Благодаря этому удается избежать залипания.
- Мойте время от времени двигатель и машину в целом. Пыль и грязь, которые скапливаются на поверхности, ускоряют процесс появления коррозии.
- Покупайте только качественные крепления, сделанные из прочного металла. При выборе обращайте внимание на такой критерий, как класс прочности. Старайтесь не экономить на гайках и болтах, ведь применение дешевых изделий приводит к ряду проблем в будущем. При этом вопрос, как открутить заржавевшее крепление, может стать весьма актуальным. Помните, что здесь речь идет о надежности и долговечности, экономия на которых неуместна.
- Не бросайте машину на придомовой или открытой стоянке. Хранение транспортного средства в закрытом гараже — возможность снизить риск появления коррозии на соединениях. Негативное влияние дождя или холода негативно сказывается на состоянии кузова, а также креплений транспортного средства.
- В процессе выполнения работ применяйте только качественный инструмент — газовые или накидные ключи, а также специальные головки. Конечно, здесь потребуется больше денег на покупку, но зато пользоваться таким инструментом удобнее, а сами крепления служат дольше. Хороший инструмент позволяет решить две задачи — сохранить целостность гайки и защитить ее от повреждений, а также протянуть крепление с требуемым моментом.
Как выкрутить сорванный болт под шестигранник
Шестигранники часто используются для крепления автомобильных и тракторных деталей. И, конечно, они тоже могут закисать и обламываться. Но чаще всего проблем доставляет слизанный шестигранник со сбитыми гранями — выкрутить такой, используя стандартные ключи, невозможно. Как быть в этой ситуации, давайте разберемся.
Как выкрутить слизанный болт-шестигранник со сбитыми наружными гранями
Если шестигранник слизался снаружи, выкрутить его можно такими способами:
- Напильником заново запилить грани, уменьшив размер шляпки болта, и затем использовать стандартный накидной ключ с подходящей головкой.
- Набить на слизанный шестигранник головку накидного ключа на 12 граней. Диаметр насадки должен быть равен наружному диаметру шестигранного болта. Набив молотком головку, накидным ключом выкрутить шестигранник. После этого снять головку и с обратной стороны молотком выбить сломанный шестигранник.
- Еще один способ, как выкрутить винт под шестигранник с сорванными внешними гранями, — использовать звездочки (torx). Но забивать звездочку можно лишь в том случае, если болт не «закипал», иначе можно легко обломить ее и получить еще больше проблем.
Как выкрутить внутренний шестигранник со слизанными гранями
Самый простой способ, как выкрутить болт под внутренний шестигранник, — использовать звездочки TORX. Нужно взять торкс диаметром чуть больше, чем размеры внутреннего шестигранника. С учетом слизанных граней они как раз подойдут друг под друга.
Чтобы выкрутить винт с сорванными гранями, звездочку забивают молотком до предела. После этого ее достаточно выкрутить ключом. Способ подходит только для шестигранников из относительно мягкого металла — об высокопрочную закаленную сталь звездочка просто сломается, и тогда придется высверливать уже инструментальную сталь.
Намного проще и безопаснее использовать 12-гранную насадку от накидного ключа размером под наружный диаметр шестигранника. Ее нужно набить на болт с внутренним шестигранником и затем выкрутить при помощи накидного ключа.
Если под рукой нет звездочек TORX, но надо выкрутить внутренний шестигранник со слизанными гранями, уходящий вровень с поверхностью детали, можно воспользоваться сваркой. Полуавтоматом наваривают на головке болта «горку», к которой затем приваривают гайку или пруток. Если приварили гайку — выкрутить болт со слизанным внутренним шестигранником можно гаечным ключом, если пруток — то отвернуть, приложив усилие.
Чуть более трудоемкий, но все же рабочий способ выкрутить болт под внутренний слизанный шестигранник, если он выступает над поверхностью, — спилить головку, чтобы получилась шпилька. Если она не закисла, ее легко будет удалить экстрактором. Если закисла — обработать WD-40 и в крайнем случае высверлить.
Как выкрутить шестигранник без ключа
Ну и в довершение небольшая хитрость о том, как выкрутить шестигранный болт без шестигранника. Чтобы это сделать, понадобится толстая длинная шпилька и две подходящие к ней по размеру гайки. Гайки нужно навернуть на шпильку на расстоянии друг от друга и зафиксировать между ними головку шестигранника. Притянув гайки к головке шестигранника, можно его выкрутить без ключа.
Еще один прием, как выкрутить шестигранник без шестигранника, следующий. В головке болта зубилом проделать глубокую полосу. Далее бить по зубилу молотком в направлении откручивания шестигранника. Он должен сдвинуться с места, и затем его можно попытаться выкрутить руками.
Что категорически запрещено делать (воздействие силы)?
Главной ошибкой многих новичков является бездумный подход к выкручиванию и применение «силовых» методов.
Помните, чтобы открутить прикипевший элемент, важно проявлять терпение и не спешить. Решения проблемы требует последовательного подхода и размеренности.
Торопливость в решении вопроса может стать причиной многих проблем.
Так, автовладельцы часто спешат открутить заржавевший болт и срывают его верхнюю часть.
Итогом является высверливание поломанного изделия, на что придется потратить много больше времени.
Кроме того, результатом спешки может стать повреждение близлежащих узлов ключом, что приведет к необходимости дополнительных вложений.
Перед началом работ составьте план действий, после чего приступайте к его реализации.
Если работать в спешке, итоговые затраты времени и денег могут оказаться выше. Тем более что существует достаточно методов, позволяющих быстро открутить заржавевшую гайку или болт. О них мы поговорим ниже.
Растворители ржавчины для металлических изделий
Обработка растворителями ржавчины позволяет вернуть инструменту прежний вид
Для очищения железных предметов применяются различные типы химических веществ. Растворители ржавчины изготавливаются на основе кислоты, оксиде цинка или растительных компонентов. Чтобы привести инструменты в порядок, можно попробовать Syntilor Ruggine, Sonax, Liqui, Wurth и др.
Такие средства наносят вред коже, поэтому работы нужно проводить в защитных перчатках.
Применяя химические составы, следует придерживаться мер безопасности:
- Строго соблюдать инструкцию от производителя по применению вещества.
- Выжидать нужное время, чтобы средство вступило в реакцию с коррозией, после чего очистить изделие.
- Следить, чтобы препарат не попадал на кожу и слизистые оболочки.
- Использовать растворители только для изделий небольшого размера.
Безопасными считаются средства, основанные на танинах и присадках, так как в их составе отсутствуют токсичные соединения.
В автомобильной промышленности широко используются химические цинковые растворители. Они применяются и для профилактики коррозии.
Как и чем правильно чистить металлические инструменты
Инструменты, поврежденные ржавчиной, невозможно использовать
Для крупных предметов применяется механический способ, например, наждачная бумага, железная щетка, скребок или пескоструй.
Для мелких деталей такой метод обработки не подходит. В этих случаях рекомендуется применять магазинные чистящие средства и народные рецепты. Специальные составы позволяют убирать налет и при этом не повредить поверхность.
Перед тем как почистить ржавчину на металле, следует подготовить инструменты к обработке. Если они сильно испорчены коррозией, для процедуры понадобится стальная щетка-мочалка. Для глубоких повреждений на большой площади рекомендуется использовать электрический шлифовальный станок.
Приспособления для чистки металла требуют применения физической силы. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить структуру поверхности. В конце работы требуется отшлифовать инструменты наждачной бумагой, чтобы удалить следы царапин.