Самостоятельная установка и регулировка дверного доводчика

Чтобы двери не оставались открытыми, раньше использовали банальную пружину, сегодня ставят дверной доводчик. В основе его конструкции тоже лежит пружина, но она более мощная, спрятана в металлический корпус и залита маслом — для «торможения» при закрывании. Установка доводчика на дверь — задача несложная. Самостоятельная установка займет минут 20-30. Вряд ли больше. Так что берем дрель и ставим своими руками.


Самая популярная модель

Как это работает

В основе всех штатных доводчиков лежит обычный дверной замок

, у которого, помимо электропривода отпирания и запирания, используется еще один, ведающий доводкой двери. В замок встроен датчик Холла, который определяет, что дверь закрыта «на первый щелчок». Электронный блок выдает команду электроприводу подтянуть дверь.


Замки с доводчиками, устанавливаемые на многие автомобили концерна VW Group, имеют такую же структурную схему: замок и связанный с ним тросом модуль электропривода.

Замки с доводчиками, устанавливаемые на многие автомобили концерна VW Group, имеют такую же структурную схему: замок и связанный с ним тросом модуль электропривода.


Схема работы доводчика BMW: при закрывании двери вращающа­яся защелка (2) захватывает скобу (1). В этом положении датчик Холла (3) выдает блоку управления сигнал, что дверь закрыта неплотно. Электропривод (6), состоящий из мотора и двухступенчатого редуктора, натягивает трос (5) и смещает рычаг (4). Рычаг нажимает на вращающуюся защелку, которая притягивает дверь «на второй щелчок». Защелка фиксируется, электропривод выключается.

Схема работы доводчика BMW: при закрывании двери вращающа­яся защелка (2) захватывает скобу (1). В этом положении датчик Холла (3) выдает блоку управления сигнал, что дверь закрыта неплотно. Электропривод (6), состоящий из мотора и двухступенчатого редуктора, натягивает трос (5) и смещает рычаг (4). Рычаг нажимает на вращающуюся защелку, которая притягивает дверь «на второй щелчок». Защелка фиксируется, электропривод выключается.

Для закрывания крышки багажника в ряде случаев применяются доводчики с «обратной» схемой. Притяжка крышки осуществляется за счет того, что скоба, за которую цепляется замок, уползает «вглубь» порога багажного отделения.


Доводчик крышки багажного отделения.

Доводчик крышки багажного отделения.

Выбор дверного уличного морозостойкого доводчика

Чтобы створка легко открывалась и закрывалась при любой погоде, нужно обратить внимание на сальники. Они должны изготавливаться из морозостойкой резины, иначе масло зимой потечет. Используемое гидравлическое масло должно сохранять текучесть на холоде. Важно иметь систему регулировки пропускной способности каналов, что позволит менять скорость демпфирования с учетом среднесуточной температуры.

Выбранный доводчик должен соответствовать условиям эксплуатации и иметь достаточную мощность, ведь входные двери достаточно массивные.

Как это устроено

По виду электропривод напоминает газонаполненный упор двери багажника — только потолще и подлиннее (согласно законам механики при большем перемещении требуется прилагать меньшую силу). Кроме того, внутрь должны поместиться многочисленные устройства. Главным элементом является пара винт-гайка, проходящая почти через весь привод. В торце установлен электродвигатель, который через понижающий планетарный двухступенчатый редуктор вращает ходовой винт. Помогает поднимать тяжелую дверь цилиндрическая пружина, работающая на сжатие.


Привод двери багажного отделения: 1 — датчик Холла; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — гайка ходового винта; 5 — пружина; 6 — ходовой винт.

Привод двери багажного отделения: 1 — датчик Холла; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — гайка ходового винта; 5 — пружина; 6 — ходовой винт.

Обязательно нужно устройство с обратной связью

, определяющее, что устройство достигло одного из двух крайних положений. Такую роль играет датчик Холла, контролирующий вращение якоря электродвигателя. Работой двух приводов ведает электронный блок.
Дверь багажного отделения можно открыть по команде с пульта, или нажав кнопку на двери, когда автомобиль снят с охраны, или, наконец, самым эффектным способом — проведя ногой под бампером.
Закрыть проем можно с пульта, нажав кнопку на обивке двери или кнопкой из салона.

Верхние

Другое название — навесные или накладные. Устанавливаются на верхней части дверной рамы. Одна часть конструкции крепится к раме, ответная — к дверному полотну.

В этом классе есть разновидности, отличающиеся по способу передачи усилия:

  1. Рычажный механизм. Усилие сжимающейся пружины передается системе из двух железных рычагов. Такая конструкция надежна. У нее есть два недостатка: непривлекательный вид в закрытом положении из-за торчащих рычагов; вся конструкция нестойка к преднамеренному слому.
  2. Параллельная тяга. Устройство похоже на рычажный тип, но схема компоновки рычагов содержит дополнительный кронштейн. В закрытом положении рычаги располагаются параллельно дверному полотну. Результат — конструкция малозаметна.
  3. Скользящий канал. Усилие передается скользящей штанге, один конец которой жестко закреплен, а другой — движется в закрытом канале. У такого варианта нет выступающих частей, что делает его малозаметным и стойким к повреждениям.

Напольные

Крепятся к полу, частично утапливаются в него. Есть варианты, мало отличающиеся от верхних моделей, только закрепленные внизу. Но наибольшее распространение получили безрычажные конструкции с нижней петлей, закрепленной на оси доводчика. Механизмы напольного типа обычно устанавливают для стеклянных створок, открывающихся в обе стороны. В помещениях с повышенными требованиями к эстетике напольный вариант незаменим.

Скрытые

Это механизмы рычажного типа с корпусом, полностью утопленным внутрь дверного полотна. Наружу выступает только рычаг, крепящийся на раму. Для их установки подходят двери толщиной не менее размера устанавливаемого корпуса и имеющие полость внутри. Маломощны, поэтому не способны закрывать тяжелые конструкции.

Безопасность

Рабочий ход доводчиков боковых дверей настолько невелик (6–7 мм), что может прищемить разве что палец. Со стороны салона производитель не оставляет мест, где, например, ребенок мог бы найти щель, в которой палец окажется защемлен. Но вот наружные кромки двери все-таки образуют щели. Впрочем, туда можно засунуть разве что карандаш.


Вот так дверной доводчик Audi Q8 перекусывает карандаш.

Вот так дверной доводчик Audi Q8 перекусывает карандаш.

Приводы двери багажного отделения дети эксплуатировать не должны. Ну а для взрослого максимальное усилие, развиваемое приводом и не превышающее 10 кг на кромке двери, не опасно. При превышении этого усилия дверь останавливается и даже — на некоторых автомобилях — начинает открываться.

Профилактические меры

Необходимо периодически проверять дверную конструкцию на наличие различных повреждений и неисправностей:

  1. Дверь обследуют на наличие дефектов, которые могут привести к перекосу. Также проверяют крепление петель.
  2. Осматривают корпус механизма — его цельность, отсутствие трещин и течи.
  3. Проверяют места фиксации доводчика к коробке и полотну. Ослабленный крепеж следует затянуть.
  4. Рычажный механизм должен работать без сбоев.
  5. При необходимости настраивают скорость, угол открывания и закрывания полотна.

Если обнаружены серьезные повреждения доводчика, то механизм снимают с двери и подвергают ремонту или замене.

Тыловой швейцар

Для удобства пользования багажником придумали систему доступа без использования рук

. Принцип ее работы мы уже рассматривали. А вот как устроен силовой привод крышки багажного отделения.


Электродвигатель с шестерёнчатым редуктором, поворачивающий крышку за петли.

Электродвигатель с шестерёнчатым редуктором, поворачивающий крышку за петли.

Причем такие устройства используются как на тяжелых пятых дверях универсалов, так и на крышках седанов.

Известны автомобили и с гидравлическим приводом крышки багажника

, но гораздо больше распространен
привод в виде раздвижной штанги со встроенным электроприводом
.


Гидравлический привод крышки багажника седана Volkswagen Phaeton: 1 — гидроцилиндр; 2 — гидроагрегат; 3 — электродвигатель; 4 — петля багажника.

Гидравлический привод крышки багажника седана Volkswagen Phaeton: 1 — гидроцилиндр; 2 — гидроагрегат; 3 — электродвигатель; 4 — петля багажника.

Установка доводчика на дверь: инструкция с фото

Для монтажа доводчика на двери необходимы только дрель, линейка, карандаш и отвертка. Сверло обычно требуется «3» (тройка), но надо смотреть на диаметр крепежа, который обычно идет в комплекте.


Что необходимо для монтажа дверного доводчика

Большая часть производителей, для облегчения самостоятельной установки доводчика на двери, комплектует изделия установочными шаблонами. На этих шаблонах схематически изображены части доводчика в полную величину. Также на них нанесены монтажные отверстия для каждого элемента. В моделях, которые могут создавать усилие на открывание разного класса, отверстия прорисовываются разными цветами, дополнительно они подписываются — рядом ставится класс доводчика.


Пример шаблона для установки дверного доводчика

Шаблон напечатан с обоих сторон листа. На одно стороне — для открывания дверей «на себя» — со стороны петель (на фото выше), на другой — «от себя».

Установка шаблона

На шаблоне имеется две перпендикулярные красные полосы. Горизонтальную совмещаем с верхним краем дверного полотна, вертикальную — с линией оси петель.


Установка шаблона

С верхним краем дверного полотна все понятно, а вот чтобы при монтаже не ошибиться, линию оси петель необходимо прорисовать. Если устанавливается доводчик со стороны петель, проблем нет — при помощи длинной линейки и карандаша переносите линию середины петель вверх. Если монтаж будет осуществляться с другой стороны, замеряете расстояние от края полотна до середины петли. Отмечаете это расстояние с другой стороны и рисуете линию.

Отверстия под доводчик

На шаблоне находим отметки под отверстия согласно выбранному классу. При помощи сверла или шила переносим их на дверное полотно и на раму.


Переносим отметки под отверстия на полотно и раму

Обычно в комплекте идут два типа крепежа: для металла (металлопластика) и древесины. Выбираем сверло подходящего размера и дрелью сверлим отверстия в обозначенных местах.


Дверные доводчики комплектуются двумя типами крепежа — для металлических и деревянных дверей


По отметкам сверлим отверстия

Далее собственно и начинается установка доводчика на дверь. Обратите внимание, что для монтажа необходимо чтобы корпус и рычаги были разъединены. Если они собраны, их разделяют (откручивается шайба, вынимается винт, соединяющий рычаги и корпус).

Монтаж

Прикладываем части к проделанным отверстиям, устанавливаем крепеж. На схеме находим тот класс усилия на открывание, который нам необходим (в данном случае EN2) и устанавливаем части так, как показано на рисунке.


Схема установки доводчика на двери

Для открывания «на себя» корпус ставим на дверное полотно, на коробку устанавливаем тягу.


Устанавливаем корпус


Прикручиваем тягу

Теперь к корпусу надо подсоединить рычаг тяги. В нижней части корпуса имеется специальный выступ. Надеваем на него рычаг, затягиваем винтом.


Устанавливаем рычаг тяги

Теперь осталось соединить рычаг с тягой. Есть два варианта.

Самостоятельный монтаж входной двери описан тут.

Соединить рычаг с тягой

Само соединение рычага с тягой происходит очень просто: совмещаются две части, немного придавливаются пальцами. С легким щелчком они фиксируются. Весь фокус в том, как расположить их относительно двери. От этого зависит темп движения дверного полотна на завершающей стадии закрывания. Положение может изменяется благодаря тому, что тяга состоит из двух частей и может регулироваться по длине — одна из частей тяги — длинный штифт с резьбой. Вращением штифта и укорачивают или удлиняют ее.

Если необходима просто плавная доводка, тягу ставят так, чтобы она была перпендикулярна дверному полотну. Для этого немного уменьшают ее размеры (на фото слева).


Расположение рычага и тяги для выставления финишного усилия

Если в двери установлена защелка, необходимо солидное усилие, чтобы преодолеть ее сопротивление. Для такого варианта перпендикулярно двери ставят плечо (тягу раскручивают, делая длиннее).

Выставив части соответствующим образом, их совмещают и соединяют. Собственно все, установка доводчика на дверь закончена. И с ней можно справится своими руками, причем без особого труда. Остался финишный этап — настройка скорости закрывания. Для этого надо разобраться в регулировках дверных доводчиков.

Как поставить на калитку

Для установки на калитку подходят морозоустойчивые модели, которые могут эксплуатироваться снаружи. Но не все калитки имеют верхнюю перекладину. Зато боковые стойки есть у всех. В этом случае тягу крепят к боковой стойке, развернув крепежную пластину вдоль стойки.


Установка доводчика на калитку без верхней перекладины

Но гидравлические устройства (о них шла речь в этой статье) не очень хорошо чувствуют себя на морозе. Масло, которое заливается в корпус и служит для «торможения» дверного полотна, становится более вязким, калитка закрывается медленнее. С этой точки зрения лучше для калитки выбрать пневматическую модель (о выборе и установке читаем тут).

Как установить на металлическую дверь

Монтаж доводчика на металлические двери отличается только типом используемого крепежа и размером сверла. Так как полотно обычно более тяжелое, выбираются мощные модели не ниже 5 класса (смотреть надо по таблице). Соответственно, на монтажном шаблоне понадобится разметка для другого класса.


Доводчик на входную металлическую дверь ставиться аналогично

Также может понадобиться более мощная дрель, но это все — детали. В остальном же, ставить доводчик на металлические двери, надо точно также, как и деревянные или металлопластиковые.

А знаете ли вы, что…

Некоторые приводы начинают закрывать дверь, когда человек слегка потянет багажную дверь вниз, обозначая желание закрыть ее. Вспомните компьютерный CD-ROM: чуть подтолкнешь — и лоток сам уползает.

Устройство позволяет реализовать интересную функцию — подъем двери не на полную высоту, а на величину, запрограммированную водителем. Такое может потребоваться в гараже с низким потолком. Датчик Холла позволяет «электронному разуму» сосчитать количество оборотов электродвигателя, которое необходимо для подъема двери на заданную высоту. Задать высоту поднятия двери можно нажатием кнопки на пульте или на самóй двери.


Способы управления приводом двери: 1 — кнопка на панели приборов; 2 — кнопка на двери снаружи; 3 — кнопка на торце двери; 4 — кнопка на брелоке.

Способы управления приводом двери: 1 — кнопка на панели приборов; 2 — кнопка на двери снаружи; 3 — кнопка на торце двери; 4 — кнопка на брелоке.

Когда требуется регулировка

Регулировка доводчика двери – дело довольно простое, это легко можно сделать своими руками. Давайте рассмотрим, в каких случаях может понадобиться корректировка параметров этого устройства.

В первую очередь следует помнить, что продолжительность исправной работы любого устройства зависит от его качественного обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации. Поэтому один-два раза в год необходимо проводить осмотр доводчика и исправлять мелкие неполадки. Особенно это актуально при смене сезонов.


Осмотр доводчика рекомендуется проводить как минимум 1-2 раза в год

Зимой и летом климатические условия разительно отличаются. Большинство доводчиков имеет масляное наполнение, а как известно, любая жидкость изменяет свое состояние в зависимости от температуры внешней среды. Так, зимой масло становится более вязким и движение двери замедляется, летом все происходит с точностью до наоборот, поэтому желательно подтянуть доводчик до необходимого уровня.


При смене сезонов года необходимо обязательно проводить регулировку доводчика

Корректировка устройств также необходима, если вы заметили какие-либо неполадки или вас просто не устраивают выставленные настройки его работы. Если доводчик начал тормозить или дверь закрывается слишком быстро и резко, рывками, долго не притягивается, все это можно попытаться исправить.


Доводчик подлежит обязательной корректировке в случае возникновения неисправностей

Немного сложнее обстоят дела в случае, если дверной доводчик вышел из строя. Тогда простая регулировка может оказаться малоэффективной и потребуется проведение дополнительных ремонтных мероприятий.

Кроме этого, знания о возможности выставления функций доводчика пригодятся при первичной установке, когда его требуется отрегулировать в соответствии с условиями использования. Реже может понадобиться временная корректировка усилий и функций изделия уже в процессе его использования.

Портал о стройке

18.01.2019 admin Комментарии Нет комментариев

Чтобы уберечь дверь от преждевременного выхода из строя, нередко применяются доводчики. Эти устройства предназначены для плавного и аккуратного захлопывания дверного полотна. Конкретная модель подбирается исходя из множества факторов:

  • перепадов температур;
  • предполагаемой нагрузки;
  • веса самого полотна;
  • требуемого уровня надежности.

Нередко такие механизмы стоят немало, и если для наружных дверей это оправдывается надежной службой покупных устройств, то для внутренних дверей или дачи экономически выгоднее изготовить самодельный доводчик.

Обзор моделей

Сегодня рынок устройств для плавного закрытия двери представлен отечественными и зарубежными доводчиками. Самыми популярными сегодня являются германские (Dorma, Boda), итальянские (Cobra, Cisa), финские (Abloy) устройства. Отечественные доводчики представляет .

Сегодня можно приобрести качественный доводчик для двери, цена которого составляет 1000-1200 руб. Однако стоимость устройств зарубежных компаний, которые наделены дополнительными функциями, может достигать 3500-4000 руб.

Особенно хорошо в условиях суровых зим проявили себя модели финской компании Abloy и германских GEZE и Dorma. Отечественные доводчики не уступают в качестве европейским моделям, а их стоимость значительно ниже. Не стоит приобретать дешевые устройства неизвестных производителей, которые не имеют соответствующих сертификатов качества. Такие механизмы быстро выходят из строя, уменьшают срок службы двери.

Вентиляционные решетки

Противопожарные двери могут быть оборудованы вентиляционными решетками. Решетки изготавливаются из нержавеющей стали и устанавливаются, как правило, для обеспечения свободной циркуляции воздуха внутри.

Решетки могут быть следующих видов:

  • Обычная или «Сквозная» – при установке такой решетки противопожарная дверь лишается дымогазонепроницаемости и утрачивает шумоизоляционные свойства;
  • Специальные «Самозакрывающиеся» решетки – такие вентиляционные решетки состоят из нескольких частей. Одна из них – неподвижная, именно она обеспечивает необходимую циркуляцию воздуха внутри помещения. Другая часть – подвижная с термореактивным уплотнителем.

Механизм работы «Самозакрывающейся» вентиляционной решетки прост – в открытом положении она работает, точно также как и обычная «сквозная» решетка.

Однако, при нагревании воздуха в помещении до определенной критической отметки (например, 75 градусов по Цельсию) в решетке самостоятельно закрывается подвижная часть с уплотнителем, и решетка становится дымонепроницаемой.

Это происходит потому, что в решетке располагаются особые пружины, которые держат открытую часть решетки. Они в свою очередь сдерживаются особым плавким элементом – он плавится в тот момент, когда температура повышается до критической отметки, и освобождает пружины, которые и закрывают отверстие.

Такие вентиляционные решетки лишены шумоизолирующих свойств, однако сдерживают горячий дым при возгорании.

В то же время они могут пропускать холодный дым, поэтому двери с такими решетками не могут называться дымогазонепроницаемыми, т.к. этот термин подразумевает защиту, как от горячего, так и от холодного дыма, а также наличие защиты от вредных газов, образующихся при горении материалов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]