Несостоявшиеся советские авианосцы: проект 71
Предварительное проектирование советских авианесущих кораблей, проводившееся в 1936–1937 годах, обрисовало их общий облик. В феврале 1938 года авианосец наконец-то вошёл в третий вариант «Большой судостроительной программы», после чего начальник Главного морского штаба Л. М. Галлер утвердил официальное тактико-техническое задание на его проект.
На основе лёгкого крейсера
Работа над авианосцем была поручена ЦКБС-45 Наркомата судостроительной промышленности — бывшему Центральному научно-исследовательскому институту вооружения и кораблестроения (ЦНИИВК). Проект получил номер 71 и был обозначен как «авианосец малого водоизмещения»
. В октябре 1938 года тактико-техническое задание на него было вновь рассмотрено в Главном морском штабе (ГМШ), после чего Наркомат судостроительной промышленности получил задание на разработку предэскизного проекта. Используя сделанные ранее наработки, ЦКБС-45 уже к маю 1939 года разработало предэскизный проект и изготовило модель в масштабе 1:200 для продувки в аэродинамической трубе. 19 июля этот проект был направлен в Управление кораблестроения Наркомата ВМФ.
Правда, работа над проектом 71 велась скорее в инициативном порядке: руководство Наркомсудпрома долго не хотело включать проектирование авианосца в свой внутренний план работ 1939 года и сделало это лишь 29 ноября — уже по плану на 1940 год.
Лёгкий крейсер «Железняков» скорректированного проекта 68 (1950 год) Источник — «Морская кампания», 2010, №1
За основу был принят крейсер проекта 68 («Чапаев») — позднее таким же образом поступят американцы, перестроив девять уже заложенных корпусов лёгких крейсеров типа «Кливленд» в авианосцы типа «Индепенденс». Это позволяло унифицировать элементы корабля с уже существующим проектом и сильно упростить работу, поскольку силовая установка, теоретический чертёж и весь корпус до главной броневой палубы остались неизменными. Слегка поменялась лишь компоновка: для компенсации веса надстройки на правом борту три котельных отделения носовой группы были несколько смещены влево. Кроме того, немного увеличили толщину бортовой брони по левому борту.
Характеристики и общее устройство проекта 71
Тем не менее даже в предэскизном варианте проект авианосца сильно отличался от крейсера проекта 68. Несмотря на то что при увеличении веса корпуса (с 4412 до 5732 т) снизился вес брони (с 2393 до 1650 т), вес вооружения также уменьшился (с 1670 до 743 т). Вес механизмов и топлива остался неизменным (1774 и 700 т соответственно). В итоге при том же нормальном водоизмещении (11 300 т) авианосец получил несколько больший запас водоизмещения — 400 т против 165 у крейсера-«прародителя».
Став тяжелее, корпус стал и прочнее, в нем появились дополнительные продольные связи: ангар включался в набор, при этом выше главной палубы шпангоуты получали большой развал, чтобы обеспечить максимальную ширину и прочность полётной палубы. Поэтому было решено для удешевления конструкции отказаться от использования спецсталей (как в проекте 68) и делать корпус из обычной судостроительной стали. Артиллерия, шлюпки и другое оборудование размещались ниже полётной палубы на специальных выступах-спонсонах, расположенных чуть ниже полётной палубы (в передней и задней части корабля с обоих бортов).
Американский лёгкий авианосец «Рейнджер» (1934) с откидывающимися дымовыми трубами Источник — usndazzle.com
По правому борту корабля располагалась семиярусная надстройка высотой 17 м — так называемый «остров», где находилась ходовая рубка, посты управления кораблём и авиагруппой, а также системы управления огнём. Здесь же разместилась часть зенитных автоматов. Трубы в надстройку уже не вписывались, поэтому их вывели горизонтально на правый борт корабля впереди и позади «острова», чуть наклонив вниз, к воде. Воздухозаборники для котельных отделений располагались по левому борту.
Основные параметры корпуса предполагались следующими:
«Водоизмещение: стандартное — 10 600 тонн; полное — 13 150 тонн.
Длина: по конструктивной ватерлинии — 195 метров; по полётной палубе — 215 метров
Ширина: по ватерлинии — 18,7 метра; по полётной палубе — 24 метра.
Средняя осадка (при нормальном водоизмещении) — 5,88 метра».
Силовая установка повторяла таковую у крейсера проекта 68: шесть главных котлов в двух отделениях, два турбозубчатых агрегата мощностью по 55 000 л. с. при скорости вращения валов 290 оборотов в минуту (в перегрузку — 63 250 л. с. и 315 оборотов). Предполагалось, что они обеспечат кораблю максимальную скорость в 33,75 узла, а при форсировании машин она превысит 34 узла. Запас топлива составлял 2550 т — его должно было хватить на 3800 миль при движении экономическим ходом (при скорости 18 узлов).
Авианосец проекта 71 Источник — Гангут, №3 (1992)
Защита корабля состояла из броневого пояса, расположенного между 38-м и 213-м шпангоутами. Ширина пояса составляла 3,3 м, из которых 1,15 м при нормальном водоизмещении уходили под воду. Пояс защищал не только машинно-котельные отделения, но и погреба боезапаса. С правого борта его толщина составляла 75 мм, с левого — 100 мм (для уравновешивания надстройки). В оконечностях пояс замыкался 75-мм броневыми траверзами, а сверху прикрывался броневой палубой толщиной 50 мм. Боевая рубка также защищалась 50-мм броней, отдельно 30-мм листами бронировались румпельное отделение и хранилище авиационного бензина. Полётная палуба, стенки ангара и «острова» прикрывались лёгкой 12-мм бронёй, посты управления огнём и универсальные артиллерийские установки — 14-мм бронёй. В целом такое бронирование надёжно защищало борта корабля от огня 130-мм орудий, а на больших дистанциях — и от 152-мм снарядов. Горизонтальная броня общей толщиной 62 мм могла защитить только от фугасных бомб весом до 100 кг. Однако само по себе наличие бронирования палубы ограничивало её повреждения относительно небольшими участками — то есть оставалась возможность взлёта и посадки самолётов даже после попадания в палубу нескольких бомб.
Авианосец проекта 71, продольные сечения Гангут, №3 (1992)
Артиллерийское вооружение по сравнению с техзаданием было значительно ослаблено. Оно состояло из восьми одноствольных 100-мм универсальных установок Б-34 (таких же, как на крейсерах типа «Киров»), четырёх закрытых счетверённых 37-мм автоматических установок (ещё не спроектированных) и двадцати 12,7-мм пулемётов. Посты управления огнём универсальной и малокалиберной артиллерии были стабилизированными.
Авиагруппа корабля также значительно уменьшилась. Выяснилось, что одноярусный ангар длиной 146 м, шириной 18 м и высотой 6 м может вместить всего 30 машин со складывающимися крыльями: 10 двухместных разведчиков-бомбардировщиков и 20 одноместных истребителей. Для их доставки на палубу предназначались два электрических самолётоподъёмника, а для запуска в воздух — две 24-метровые пневматические катапульты в носовой части палубы. Предполагалось, что они могли придать четырёхтонному самолёту взлётную скорость до 110 км/ч. Забегая вперёд, отметим, что именно трудности с созданием мощной катапульты стали одной из серьёзнейших проблем советского флота.
Палуба оснащалась шестью тросовыми аэрофинишерами, расположенными в 10 см над палубой на расстоянии десяти метров друг от друга. По расчётам, для посадки самолёта должно было хватить тридцати-сорока метров, то есть два аэрофинишера были как бы запасными. Каждый из двух лифтов должен был обеспечивать подъём самолёта на полётную палубу за 15 секунд, а общее время взлёта всей авиагрупы должно было составлять не более получаса. Погреба авиационного боезапаса рассчитывались на 20 фугасных или бронебойных бомб по 250 кг, 110 фугасных бомб по 100 кг и 340 фугасных либо химических бомб по 50 кг.
Изменение состава авиагруппы говорит о смене задач для корабля: теперь его основной функцией становилась противовоздушная оборона. Видимо, этим объясняется и ослабление зенитного вооружения: вместо артиллерии вражеским бомбардировщикам теперь противостояли истребители.
Авианосец проекта 71, поперечные сечения Гангут, №3 (1992)
Самолёты для авианосца пока спроектированы не были, поэтому их характеристики определялись приблизительно. Истребитель-моноплан должен был иметь полётный вес 2140 кг, максимальную скорость 500 км/ч на высоте 5000 м, посадочную скорость 100 км/ч, длину разбега 125 м, длину пробега после посадки — 142 м. Вооружался он одной 20-мм пушкой и двумя пулемётами винтовочного калибра, в перегруз мог брать две 50-кг бомбы. Бомбардировщик-биплан при полётном весе в 3900 кг имел максимальную скорость 440 км/ч и посадочную скорость 90 км/ч, разбег 136 м и пробег 115 м, вооружался тремя 7,62-мм пулемётами (два курсовых, один турельный) и нёс 500 кг бомб.
Очевидно, бипланная схема была выбрана для бомбардировщика, чтобы до минимума сократить его разбег, а также добиться максимальной манёвренности, необходимой для атак малоразмерных целей, прежде всего с пикирования. Однако к 1939 году бомбардировщики этой схемы явно устарели, а скорости в 440 км/ч достигали далеко не все истребители-бипланы.
Сравнение с американским «родственником»
Для оценки проекта 71 лучше всего сравнить его с американскими лёгкими авианосцами типа «Индепенденс». В их основу легли крейсера типа «Кливленд», ближайшие аналоги советского проекта 68: они имели схожее вооружение, бронирование, размеры и силовую установку. Правда, для повышения остойчивости американцы оснастили корпуса авианосцев дополнительными булями, увеличив их ширину на полтора метра. Эти були играли роль противоторпедной защиты, которой в проекте 71 не было.
С другой стороны, из-за того что приходилось перестраивать уже готовые корпуса, длина ангара оказалась почти вдвое меньшей — всего 78,6 м при схожих ширине и высоте. Тем не менее американский авианосец вмещал те же 30 самолётов, что и проект 71. Это объяснялось более рациональной конструкцией американских палубных самолётов: их крылья складывались не вверх, а назад, с поворотом плоскостей вертикально. Более короткой оказалась и полётная палуба — 169,2 м, на 20 с лишним метров меньше максимальной длины корпуса. Катапульта была всего одна, универсальной артиллерии не имелось вовсе: уже после ходовых испытаний две 127-мм двухорудийные башни, установленные на головном корабле серии (в оконечностях за пределами полётной палубы), заменили на счетверённые 40-мм «бофорсы». Остальная ПВО состояла из восьми спаренных «бофорсов» и двадцати двух одноствольных 20-мм «эрликонов». Надстройка по правому борту была совсем небольшой и вмещала только посты управления кораблём. Дым выводился в четыре откидных трубы по тому же правому борту. Из-за наличия булей максимальная скорость корабля составила всего 32 узла.
Американский авианосец «Индепенденс» (1943 год), созданный с использованием корпуса лёгкого крейсера типа «Кливленд». 127-мм башни ещё установлены Norman Friedman. U.S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. Naval Institute Press, 1983
Война на пороге
Авианосцы проекта 71 должны были строиться на тех же стапелях, которые предназначались для постройки крейсеров проектов 26 и 68. В записке, направленной в Управление кораблестроения, проектировщики предупреждали о том, что для постройки корабля в 1941–1942 годах необходимо немедленно приступить к эскизному проектированию, уделив особое внимание конструкции полётной палубы, специальному оборудованию, а также созданию самих самолётов.
В сентябре 1939 года Научно-технический комитет ВМФ рассмотрел представленный ему проект 71 и в целом остался доволен, отметив, что по глубине проработки он приближается к эскизному. Вызывала нарекания лишь малая вместимость ангаров и, соответственно, явно недостаточная авиагруппа. Предлагалось увеличить размеры ангара, авиагруппу довести до 40–45 машин и сделать её сугубо истребительной. Таким образом, основной задачей авианосца становилась ПВО быстроходного соединения. Кроме того, было выдвинуто требование увеличить число 100-мм орудий до двенадцати и проработать возможность их замены восемью спаренными универсальными 130-мм установками (в итоге такие установки были созданы только после войны).
В рамках устранения замечаний Научно-технического комитета в ЦНИИ-45 начали работу над проектом тяжёлого авианосца, известного как 71б. Подобно тому, как проект 71 основывался на корпусе крейсеров проекта 68, в новом авианосце должен был использоваться ряд узлов и механизмов строившихся линкоров типа «Советский Союз» и тяжёлых крейсеров типа «Кронштадт». Стандартное водоизмещение корабля составляло около 24 000 т, полное перевалило за 30 000 т; скорость должна была составить 32 узла при мощности силовой установки в 210 000 л. с. Артиллерийское вооружение состояло из восьми спаренных 130-мм универсальных установок и четырёх счетверённых 37-мм автоматов, авиационное насчитывало 70 машин (30 истребителей и 40 торпедоносцев). Схема бронирования в целом повторяла проект 71.
Однако в Европе уже гремели бои, и промышленность страны спешно переводилась на военные рельсы. Теперь советским судостроителям было не до закладки новых кораблей — основной их заботой стала достройка уже заложенных. В январе 1940 года внезапно выяснилось, что Наркомат судостроительной промышленности явочным порядком отказался включать в свой план одиннадцать уже утверждённых пунктов из заказа на 1940 год. В их числе оказался и заказ на проектирование лёгкого авианосца проекта 71. Работа над авианосцами возобновилась лишь в 1944 году…
Продолжение следует.
Литература:
- История отечественного судостроения. Том IV. Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны. 1925–1945. — СПб: Судостроение, 1996.
- Кузнецов Н. Г. Накануне. — М.: Воениздат, 1969.
- Кузнецов Л. А. Не исключалась и постройка авианосца… // Гангут, №3, 1992.
- Платонов А. В. Авианосцы проекта 72. // Гангут, №7, 1994.
- Платонов А. В. Несостоявшиеся авианосные державы. — СПб: Галея-Принт, 1999.
- Платонов А. В. Советские линкоры и авианосцы. — СПб: Галея-Принт, 2006.
Участок имеет сложившуюся застройку (здание школы) и планировку, асфальтовое и газонное покрытие, на территории участка расположены спортивные площадки. По типовому проекту школы 2С-02-10/71, разработанному институтом «Ленпроект», предусматривалось следующее зонирование территории: — Здание школы — Учебно-опытная зона — Спортивная зона — Зона отдыха — Хозяйственная зона — Зона зеленых насаждений с ветрозащитной полосой. В соответствии с кадастровым планом, территория школы была уменьшена с юга и юго-запада, лишилась зон учебно-опытной, и хозяйственной, с мусоросборной площадкой. Комплексный капитальный ремонт с благоустройством территории, предусматривает сохранение зонирования, без учебно-опытной зоны- мест для теплиц нет, (СанПИН2.4.2.1178-02) с размещением полузаглубленной площадки мусоросборных контейнеров в северо-восточном углу школьного участка, (с возможностью вывоза мусора без въезда автомобилей «Спецтранс» на территорию школы). Расстояния от жилого здания, до полузаглубленной контейнерной площадки, составит 21 м; такая конструкция допускает уменьшение требуемых СанПИН 2.4.2.1178-02, 25м, фактические расстояния от окон школьной столовой более 25м, от здания школы более 35м. (п 2.2.7 и 2.2.9). Расстояние от жилых домов до спортивных площадок принято равным 25м., минимально допустимое по шумовым характеристикам. Основной въезд на территорию школы по кратчайшему пути до загрузочной площадки, располагается с южной стороны, для подвоза продуктов питания в школьную столовую; по остальной территории школы движение транспорта не предусматривается. По ПЗЗ – Градостроительные регламенты, в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для города (табл.10.1,п3, код вида использования 10810), предусматривается 1 машиноместо на 5 работающих в максимальную смену- фактически 18 машиномест на 90 чел. в максимальную смену. По СанПИН2.2.1.2.1.1.1200-03 (п.18.1, табл4.4.1), требуемые расстояния от автостоянок, вместимостью 11-50 а/м., до школ, площадок отдыха и спорта, не менее 50м., невыполнимо – парковка автомобилей на городских улицах и проездах. В соответствии с градостроительным планом земельного участка, территория школы расположена в пределах зон полос подходов аэродрома городского авиационного узла – этажность школы 2 – 4 этажа, ниже окружающей застройки. При замене и прокладке новых инженерных сетей на территории школьного участка, должны быть учтены охранные зоны сохраняемых сетей связи, указанные на Чертеже градостроительного плана земельного участка. Капитальному ремонту подлежит здание ГОУ общеобразовательной школы №382. Для безопасной эксплуатации школы в соответствии с архитектурными решениями предусматриваются дополнительные эвакуационные выходы, загрузочный вход, расширяется крыльцо главного входа с пандусом для обеспечения доступа в здание маломобильных групп населения. Территория школы требует благоустройства: — существующее асфальтобетонное покрытие проездов и площадок подлежит замене (для пешеходных площадок и дорожек на тротуарную плитку, для проездов и загрузочной площадки столовой на асфальтобетон, частично на бетонную газонную решетку). Замене подлежат покрытия спортивных и игровой площадок. Новое ограждение участка предусмотрено металлическим высотой 2,0 м. Уменьшение территории школы на кадастровом плане 2005 г. и на градостроительном плане 2010 г., при установке забора, исключит возможность кругового проезда вокруг здания школы; въезд во двор с западной стороны школы и проезд вдоль южного фасада, требуют установку 2-х дополнительных въездных ворот; представляется целесообразным рассмотрение вопроса о включении в территорию школьного участка части кругового проезда, западнее здания школы (между поворотными точками 6 – 8 градостроительного плана). Поверхностный водоотвод предполагается в существующие дождеприемные колодцы. После окончания капитального ремонта здания школы, выполняется благоустройство школьного двора после замены и новой прокладки инженерных сетей, существующие деревья и большинство кустарников (кроме находящихся перед расширяемым главным входом), сохраняются, газоны подсыпаются плодородным грунтом и засеваются многолетними травами.
Описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального строительства, его пространственной, планировочной и функциональной организации
Принятые проектом архитектурные решения направлены на обеспечение требуемых параметров по освещенности помещений, защите от шума и созданию комфортных условий для учащихся и работающего персонала. Здание школы существующее, Н-образное в плане, обращено главным входом на северо-запад. Северо-западная Т-образная часть здания – двухэтажная, южный блок здания — четырех-этажный. Под всем зданием имеется подвал. Кровля плоская, часть кровли вентилируемая, над спортзалом и над актовым залом кровля арочная по 12-метровым арочным железобетонным плитам (оболочкам). Здание каркасное. Каркас из железобетонных колонн и ригелей. Перекрытия монолитные толщ. 120 мм. Наружные стены из сборных керамзитобетонных панелей толщиной 300 мм. Проектом предусмотрены следующие мероприятия: Обустройство главного входа: — расширение крыльца; — устройство пандуса для маломобильных групп населения; — замена существующих ступеней; — устройство цветника; — устройство эвакуационной лестницы со второго этажа; — замена навеса над входом. 2. Ремонт и утепление кровли: — снятие старого покрытия; — на вентилируемой кровле устройство нового гидроизоляционного ковра из 2-х слоев гидроизола, утепление подшивными минераловатными плитами потолков; — на арочной кровле – выравнивание керамзитовой подсыпкой толщиной слоя 50-200 мм, утепление минераловатными полужесткими плитами ППЖГС-175, объемным весом 191 кг/м³ — 160 мм и жесткими минираловатными плитами ППЖГС-200, объемным весом 225 кг/м³ — 100 мм, гидроизоляция из двух слоев гидроизола. 3. Перепланировка подвала: — возведение в подвале двух кирпичных противопожарных перегородок, делящих подвал школы на три отсека; — понижение отметки пола в осях «Б-В» — «1-25»; — устройство подсобных помещений для кухни в осях «С-У» -«18-25» с раздельным входом в торцовой стене по оси «25»; — устройство венткамер в помещениях 0,13; 0,26; 0,27; 0,28, устройство теплоцентра в помещении 0,012, водомерного узла водомерного узла в помещении 0,15; — устройство технических помещений. 4. Перепланировка на 1-м этаже подсобных помещений кухни и обеденного зала: — устройство дополнительного эвакуационного выхода непосредственно наружу из обеденного зала; — устройство перегородок для организации производственных помещений кухни согласно технологического раздела данного проекта. 5. Перепланировка помещений входной группы: — устройство помещения охраны со смотровым окном в тамбур; — возведение кирпичной перегородки отделяющей лестницу клетку от холла; — замена перил на лестничной клетке; — устройство сан. узла для персонала; — устройство раздельного гардероба для учащихся и персонала. 6. Перепланировка других помещений 1-го этажа: — возведение перегородок для устройства дополнительных классов 1,49; 1,57. — возведение остекленной перегородки с полимерным стеклом 1,39. 7. Перепланировка помещений 2-го этажа: — устройство сценического пола высотой 0,8 м в актовом зале; — демонтаж фрагмента стены под подоконником в помещении 2,3, для устройства эвакуационного выхода и выхода на кровлю; — устройство световых фонарей – 3 единицы в коридоре 2,22 и 1 единица в лестничной клетке 2,2 — возведение перегородок для устройства двух дополнительных классов 2,56; 2,57 8. Перепланировка помещений 3-го этажа: — демонтаж фрагмента стены под подоконником в помещении 3,4 для устройства о выхода на кровлю 2-го этажа; — возведение перегородок для устройства кабинета заместителя директора по учебной работе 3,10 и устройства кабинета иностранного языка 3,11 9. Перепланировка помещений 4-го этажа: — возведение перегородок для устройства кабинета заместителя директора по учебной работе 4,10, устройства кабинета иностранного языка 4,11и устройства серверной 4,30. 10. Наружная отделка: — цоколь здания облицовывается керамогранитной плиткой по металлическому каркасу с прокладкой минераловатного утеплителя – 120 мм полужесткие минераловатные плиты ППЖГС-191 и 50 мм жесткие минераловатные плиты ППЖГ-228. Паро- и гидроизоляция – пленка полиэтиленовая 200 мкр; — стены с первого по четвертый этажи утепляются аналогично цоколю. Облицовка – высококачественная цементно-песчаная штукатурка по полимерной сетке СТРЭН С2-1 с последующей окраской фасадными красителями с добавлением колера двух оттенков, согласно паспорта цветового решения фасадов; — торцы арочных плит покрытия (оболочек) закрываются металлопластиковыми листами белого цвета; — водоотведение атмосферных осадков с кровли – наружное, через пластиковые водосточные трубы диаметром 120 мм. — на кровле устраивается металлическое парапетное ограждение высотой 0,6 м; — для обслуживания кровли над вторым этажом, проектом предусмотрены два выхода на кровлю – с проектируемой эвакуационной лестницы в осях «У»-«15/16» и проектируемого выхода из коридора 3-го этажа в осях «Г»-«11/12», — для обслуживания кровли над 4-м этажом предусмотрены 2 лестницы – наружная с кровли второго этажа в осях «Г»-«13» и стремянной лестницы в лестничной клетке в осях «Б/В»-«9/11»; — проектируемая эвакуационная лестница в осях «У»-«15/16» остеклена. Остекление предусмотрено на расстоянии 1,5 м от фасадной стены здания, до этого расстояния стены проектируемой лестничной клетки глухие, заполняются газобетонными стеновыми блоками. Каркас лестницы металлический, обработанные огнезащитным составом и облицован двумя слоями гипрока. Ступени – наливные, ж/бетонные.
Обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, в том числе в части соблюдения предельных пара-метров разрешенного строительства объекта капитального строительства
Согласно градостроительного плана земельного участка территориальная зона земельного участка ТЗЖ1 – зона многоквартирных жилых домов (до 9 этажей), вне исторических районов города, с включение объектов социально— культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. Один из основных видов использования земельного участка 10810 – для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования. Здание на прежнем месте в месте допустимой реконструкции. Выступов за красную линию частей зданий проектом не предусмотрено. Максимальное количество этажей надземной части зданий, строений сооружений на территории земельного участка – 9 этажей. Максимальная высота зданий, строений, сооружений на территории земельного участка: максимальная высота конька или плоской кровли зданий, строений, сооружений, расположенных в глубине квартала и по фронту застройки, в метрах по вертикали относительно дневной поверхности земли – 33 м. Высота ремонтируемого здания – 13,345 м. Максимальная общая площадь проектируемого объекта капитального строительства на данном участке согласно требований ГПЗУ не нормируется. Общая площадь объекта – 17023 м2. Максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков – V. Данный объект на основании п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и организации санитарно-защитной зоны не требует.
Описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства
Цветовое решение фасадов запроектировано с учетом окружающей застройки. Фасады здания в песочных тонах, светло-коричневая фасадная краска. Использование при оформлении фасадов конкретных композиционных приемов (таких, как лаконизм формы, пространственное раскрытие, модульность построения, ритм и динамика горизонтальных и вертикальных членений, последовательная альтернация (чередование) глухих и прозрачных плоскостей, акцентирование силуэта, масштабирование элементов и деталей) обосновано необходимостью выделения проектируемого здания, как доминирующего объекта застройки и возможностями применяемых строительных материалов. Здание расположено в жилой застройке на огороженной территории. Наружная отделка – высококачественная штукатурка и окраска, керамогранит по цоколю.
Описание решений по отделке помещений основного, вспомогательного, обслуживающего и технического назначения
Отделка помещений предусмотрена из современных строительных материалов, отвечающих требованиям действующих санитарных и противопожарных норм. Внутренняя отделка помещений: — во всех помещениях школы запроектирована смена конструкций полов согласно спецификации полов; — в музыкальном классе конструкция пола предусмотрена с прокладкой звукоизоляционного материала «Вибростек»; — в спортивном зале предусмотрено устройство безшовного многослойного спортивного покрытия «Регупол», с верхним слоем «PU» (Германия); — во всех помещениях с повышенной влажностью предусмотрено покрытие из керамической напольной плитки с прокладкой двух слоей гидроизола, заведенного на стены на 150 мм; — потолки запроектированы 4-х типов – в классах и коридорах – подвесные «Армстронг», в сан. узлах – реечные алюминиевые, в производственных помещениях кухни кассетные, сетчатые, в спорт зале и лестничных клетках – окрашенные акриловыми красками по прошпатлеванной поверхности; — во всех помещениях школы запроектирована замена оконных блоков на металлопластиковые, двухкамерные. В классах окна оборудованы верхними форточками и механизмами дистанционного открывания форточек. В спортзале на окнах предусмотрена защитная сетка; — во всех помещениях школы предусмотрена замена дверных блоков согласно спецификации заполнения дверных проемов; — внутренние перегородки выполняются из газобетонных стеновых блоков; — отделка стен согласно ведомости отделки помещений.
Описание архитектурных решений, обеспечивающих естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей
Решения по освещенности рабочих мест приняты в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95* и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Искусственная освещенность (общая и местная), источник света, тип лампы принимаются в соответствии с действующими нормативными документами. В качестве источников света при искусственном освещении следует применять люминесцентные лампы. Все помещения с постоянным пребыванием запроектированы с комбинированным освещением. Освещенность принята в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 и визуальной характеристикой выполняемых работ. Естественная освещенность в помещениях обеспечивается через оконные проемы. Проектом предусмотрена система общего освещения.
Описание архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и другого воздействия
Строительство и эксплуатация объекта на закрытой территории площадки, огражденной забором. Согласно акустических расчетов индекс изоляции шума строительными конструкциями отвечает норме. Превышения шума в помещениях и на территории от вентиляционного оборудования нет. В музыкальном классе конструкция пола предусмотрена с прокладкой звукоизоляционного материала «Вибростек».
Описание решений по декоративно-художественной и цветовой отделке интерьеров
Потолки запроектированы 4-х типов – в классах и коридорах – подвесные «Армстронг», в сан. узлах – реечные алюминиевые, в производственных помещениях кухни кассетные, сетчатые, в спорт зале и лестничных клетках – окрашенные акриловыми красками по прошпатлеванной поверхности. Стены, перегородки и колонны в помещениях окрашиваются силикатными красками с добавлением колера светлых тонов по гипроку.
Конструктивные решения
Конструктивные и объемно-планировочные решения: Уровень ответственности здания – II, нормальный. В соответствии с техническим заключением по обследованию строительных конструкций, существующее здание школы построено в 1977 году по каркасной конструктивной схеме с самонесущими наружными стенами. На момент обследования здание не эксплуатируется. Двухпролётные поперечные рамы каркаса запроектированы с пролётами 6,0 м, с шагом рам — 3,0 м. Жесткость и устойчивость здания обеспечиваются защемлением колонн в фундаментах, совместной работой поперечных рам и диафрагм жесткости, жесткими дисками плит перекрытий и покрытия. Колонны – сборные железобетонные, сечением 250×300 мм, состояние работоспособное. Ригели — сборные железобетонные, сечением 250×350 мм, состояние — работоспособное. Наружные стены из керамзитобетонных стеновых панелей толщиной 300 мм находятся в ограниченно работоспособном состоянии.