Мода на готику возвращается. Такие дома покоряют сердца романтиков, готическая мистика поражает воображение. Сегодня загородные дома в готическом стиле – это уже не мрачные средневековые замки, а уникальные здания, возводимые в эксклюзивном формате. Но фундаментальность и надежность – те черты, которые сохранились до сегодня. Беспрекословно, загородный дом в готическом стиле идеально впишется в окружающую среду, будет гармонично смотреться и выгодно представлять ваши вкусы. И тут важен профессиональный подход – необходимо крепкое, основательное здание, четко соответствующее заданной концепции, а садовый ландшафт в свою очередь должен все выгодно подчеркнуть.
История стиля
Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей), имеющих культовую, религиозную принадлежность. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).
Каковы характерные особенности данной эстетики?
Разумеется, для готики свойственны некоторые отличительные черты, среди которых:
- Преобладание темных цветов.
- Визуальная «легкость» за счет вертикальности конструкций.
- Обращение к витражам с соответствующим готике рисунком.
- Исключительно натуральные материалы для изготовления мебели.
- Длинные, нередко практически во всю стену, сводчатые окна и высокие потолки.
- Камин с кованой решеткой.
- Вычурные светильники и свисающая в залу люстра.
- Обилие свеч.
Готика в современном строительстве
В настоящее время, на фоне тенденции создания комфортных условий загородного проживания, требования к архитектурному исполнению построек постоянно усложняются. Одним из востребованных направлений в этой области стал готический стиль, дающий много интересных идей. Но стоит заметить, что подходит он далеко не каждому.
Коттедж в готическом стиле — это эксклюзив, выполняющийся под заказ отдельного владельца. Причём необходимо быть готовым к тому, что такая постройка всегда будет в центре внимания.
Цветовая палитра
Строгую мистическую атмосферу задают тёмные и насыщенные тона: сине-чёрный, шоколадный, фиолетовый, красное дерево, цвета пурпура и рубина. Однако готика в интерьере не предполагает обязательного доминирования тёмных тонов.
В современных стилизациях часто встречаются варианты с однотонной светлой отделкой (к примеру, цвета слоновой кости или светлого камня), тёмной мебелью из благородного дерева и предметами декора насыщенных тонов.
Подобные сочетания позволяют сделать интерьер более живым. Они хорошо подходят для реализации готического стиля в интерьере квартиры: не слишком просторные комнаты при таком оформлении не кажутся визуально ещё меньше.
В оформлении готических коттеджей часто используются витражные окна. Стёкла в витражах могут иметь насыщенно-красный, синий или жёлтый цвет.
Материалы для строительства в готическом стиле
Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность.
Основной материал для строительства домов в готическом стиле — природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.
Технология изготовления паяного витража
Шаг 1. На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.
Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.
Переводим детали на пленку
Вырезаем пленку и раскладываем на стекле
Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:
- поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
- рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
- при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
- за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
- нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.
Вырезаем детали
Отламываем деталь
Ломание стекла
Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.
Деталь нужно обточить на шлифмашинке, чтобы края были ровные
Шлифовка
Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.
Оборачиваем края фольгой
Выкладываем детали на эскиз
Все детали уложены
Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.
Шаг 6. Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.
Выполняем пайку
Шаг 7. После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.
Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.
Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.
Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.
Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.
Крыша в готическом стиле
Первое, что привлекает внимание в сооружениях готического типа — сложная, высокая, многоскатная крыша, устремлённая к небу. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли).
Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная). Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.
Монтаж фальш колонн
Пенополиуретановые элементы декора имеют ровную тыльную поверхность. Именно она должна прилегать к стене фасада. Любая колонна состоит из двух основных частей:
- ствола;
- капители.
Капитель – это фигурная часть, венчающая ствол. Монтаж колонны производят поэтапно: сначала крепят основную часть (ствол), затем – капитель.
Шаг 1. На фасад наносят метки, определяющие местоположение элементов декора.
Шаг 2. Выполняют «примерку»: прикладывают деталь к фасаду. Если высота дома такова, что длины одной фальш колонны недостаточно, отрезают недостающую часть от другой колонны. Для выполнения задачи используют ножовку по металлу с мелким зубом или электролобзик с аналогичной пилкой.
Шаг 3. Отмечают места высверливания отверстий в стене, которые необходимы для монтажа колонны. Крепежные элементы должны находиться на расстоянии не менее 1 см от торцов детали. Отверстия в стене высверливают с шагом 40-50 см. Используют дрель (перфоратор) и сверло с победитовой напайкой. Оптимальная глубина отверстий – 7-8 см.
Шаг 4. В качестве крепежей используют металлические шпильки или дюбель гвозди. В первом случае понадобится высверлить отверстия и на тыльной стороне колонны. Глубину определяют в зависимости от толщины этого элемента декора.
Если решено крепить ствол с помощью дюбель гвоздей, в отверстия в стене вбивают пластиковую часть: дюбели.
Шаг 5. Прикладывают колонну к стене или либо насаживают ее на предварительно установленные в отверстия металлические шпильки, либо крепят с помощью вкручивания саморезов в дюбели.
Шаг 6. Для соединения между собой двух частей ствола понадобятся металлические уголки. Нижнюю часть которых крепят к горизонтальному срезу нижней части ствола, боковую – к стене здания.
Шаг 7. Крепят верхнюю часть колонны: капитель. Используют ту же технику, что и при монтаже ствола.
Шаг 8. С помощью влагостойкой шпатлевки маскируют шляпки саморезов.
Замерьте высоту стен и при необходимости подгоните тело колонны
При монтаже колонны используются три части: база (низ), тело (основа, ствол), капитель (верх). Перед установкой колонны проверьте все элементы и их размеры
Сначала прикрепите к телу капитель, используя стыковочный клей для полиуретана. Дайте клею высохнуть
Соедините также при помощи стыковочного клея базу и тело. Колонна собрана
Даже собранная, колонна имеет небольшой вес, благодаря чему установить ее будет нетрудно
Установив на заранее выбранное место колонну, дождитесь, пока клей в местах стыковки элементов высохнет полностью. После этого можно окрасить декоративный элемент
Видео — Монтаж колонн из полиуретана
Фасад
Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:
- Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
- Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
- «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
- Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
- Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
- Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
- Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.
Фасад в готическом стиле
«Портал» в готическом стиле«Роза» в готическом стиле
Основные черты интерьера
Сочетание архитектурных новшеств позволило заметно расширить внутреннее пространство, которое также не осталось без внимания. Благодаря высокой стрельчатой арке, напоминающей дерево с отходящими ветвями, интерьер готического здания кажется невесомым и таинственным, несмотря на то, что основным строительным материалом служил камень.
Характерной отличительной чертой готического интерьера является искусное использование прямого и рассеянного света. Огромное пространство собора нуждалось в качественном освещении. Нужное количество света обеспечивали значительные по размеру стрельчатые окна, украшенные витражами, орнаментами, башенками.
Окна из цветного стекла играли немаловажную декоративную роль, являя прихожанам красочные иллюстрации библейских и светских сюжетов. Свою лепту вносили и сводчатые потолки; их устройство позволяло рассеивать свет так, чтобы не оставалось теней.
Рыцарский зал Источник i2.wp.com
Готика — стиль самобытный, повлиявший на все стороны жизни людей. Интерьеры замков и городских домов в меру скромны и, на вкус современного человека, романтичны. Для них характерны следующие приемы оформления:
- Для облицовки каменных стен использовали деревянные панели, которые украшали яркой росписью, гравюрами по дереву и коврами. Окна в средневековых домах застеклялись, но о шторах еще никто не слышал.
- Напольным покрытием служили доски, камень, позже кафель. В жилой зоне пол покрывали коврами.
Современная интерпретация Источник i.pinimg.com
- Традиционный средневековый потолок имел балочную конструкцию с открытыми стропилами, в то же время распространены подшивные потолки. Их облицовывали досками или рейками, нередко украшали росписью.
- Роскошный, обильно декорированный камин — примета французских и английских интерьеров. В германии и других северных странах с середины 15 века их начинают вытеснять кафельные печи.
Зона отдыха Источник vseznayko.com
- Мебель, вытесанная топором из массива древесины, отличается тяжелыми пропорциями. В 15 веке, после появления технологии изготовления пиленых досок, появились почти все современные виды мебели. К середине Средневековья мебель обильно украшена резьбой, позолотой, росписью.
- В набор готической мебели входили резные шкафы, столы и стулья, кресла и кровати с балдахином, защищающим от гуляющих по просторной комнате сквозняков.
- Привычной и крайне полезной деталью интерьера был сундук, в котором хранили вещи и на котором сидели.
Мебель в стиле поздней готики
Собор Парижской Богоматери. Париж. Франция
Наиболее знаменитым строением ранней французской готики стал Собор Парижской Богоматери — Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). Воспетый Гюго собор воздвигли не на «пустом месте» — здесь до него стояла базилика Святого Стефана, а до нее, в более глубокой древности, Храм Юпитера. Нотр-Дам де Пари создан в период ранней готики, поэтому в его архитектуре сохранились черты романского стиля. Начало строительства Нотр-Дам де Пари относится к 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Центральное здание было возведено в 1196 году, западный фасад собора был готов к 1208 году. Завершение строительства относится к 1345 году. К создателям Нотр-Дам де Пари относят архитектора Жана де Шель (работал с 1250-х до 1265 года), Пьера де Монтрей (работал с 1265 по 1267гг.)* Кроме них в возведении сооружения принимали участие и другие зодчие и мастера: об этом свидетельствуют некоторые стилевые различия разных частей сооружения.
Пьер де Монтрё́й (Pierre de Montreuil; ок. 1200 – 1267 гг.) потомственный французский зодчий. Жан де Шелль ( Jehan de Chelles; ? — 1265 г.) – французский зодчий
Реставрацию Нотр-Дама проводили с 1814 г. г. под руководством зодчего Виоле-де-Дюка. Ремонтировали здание, скульптуры, шпиль в течение 23-х лет. Виолле-ле-Дюк построил галерею химер, которую расположил у подножия башен. Зодчий также добавил новый шпиль вместо разобранного в конце 18 века. Шпиль сделан из дерева и покрыт свинцом. У основания шпиля были установлены статуи из бронзы работы скульптора Жоффруа Дешоме.
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814—1879 гг.) — французский архитектор. Один из первых реставраторов в области архитектуры. Историк архитектуры, специалист в области искусствоведения. Являлся поклонником неоготики.
Центральный фасад этого грандиозного готического здания архитектурно поделен на три части. Над каждом из трех входных порталов находится скульптурные панно, на которых изображены сюжеты из Библии. Кровля собора выложена плитками из свинца (толщина плиток 5 мм), что утяжеляет крышу, и ее вес составляет 210 тонн. Великолепные витражи Нотр-Дама реконструированы в середине 19 века. Со средних веков частично сохранился витраж-роза над входом. Данное готическое здание построено в ранний период развития стиля, горизонталь в нем еще составляет конкуренцию вертикали. Стена все еще выглядит достаточно массивной, но центральный фасад, тем не менее, кажется легким благодаря башням, устремленными вверх и шпилем. Второй ярус фасада декорирован огромным окном- «розой».
Собор Святого Стефана. Вена, Австрия
Величественное сооружение — Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral) — находится в самом центре Вены на одноименной площади (Штефансплатц). Башни собора имеют разную высоту: южная башня сооружения составляет 136,44 м., а северная башня — только 68,3 м, ширина сооружения 62м, длина собора 198,2 м. Собор должен был быть самым высоким зданием в городе, и во времена Габсбургов был издан указ, по которому нельзя было возводить строения более высокие, чем собор. Уклон кровли достигает 80 гр.
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral). Вена. (13-15 вв.)
11 апреля 1945 года кровля сгорела при пожаре. Несущий каркас кровли в оригинале был деревянным, при восстановлении после пожара 1945 года его сделали из стали (общий вес — около 600 т.) Собор после пожара восстанавливался до 1952 года (689-летие этого готического здания). Нынешнее покрытие кровли состоит из цветных черепиц, из которых выложены орнаменты, а также герб города Вены. С 1980-х годов продолжается реставрация собора.
Собор был построен в 13-15 веках, и остается практически неизменным с 1511 года (за исключением кровли и интерьеров*). Первая церковь на месте собора была заложена в 1137 году при маркграфе Леопольде IV совместно с епископом Пассау Регинмаром. Строение, законченное к 1147 году, было выполнено еще в романском стиле. Позже, в 1230-1245 гг. у церкви была достроена западная часть. Однако, в 1258 году здание сгорело, через пять лет построили новую церковь, тоже в романском стиле. С восточной стороны в 1304-1340 гг. при королях Альберте I и Альберте II церковь была снова пристроена. А в 1359 году король Рудольф IV участвовал в закладке нового готического здания. Новое сооружение возводили вокруг древнего строения, только в 1430 году старую церковь разобрали. Южная башня была достроена в 1433 году, а северная башня осталась недостроенной и до сих пор сохраняет свой вид с 1511 года.
Крыша собора Святого Стефана в Вене.