При проектировании и монтаже системы отопления всегда возникает вопрос, – какой диаметр трубопровода выбрать. Выбор диаметра, а значит и пропускной способности труб, важен, ведь нужно обеспечить скорость теплоносителя в пределах 0,4 – 0,6 метров в секунду, которая рекомендуется специалистами. При этом должно поступать нужное количество энергии (количество теплоносителя) к радиаторам.
Известно, что если скорость меньше 0,2 м/с, то будет застаивание воздушных пробок. Скорость больше 0,7 м/с не стоит делать из соображений энергосбережения, так как сопротивление движению жидкости становится значительным (оно прямо пропорционально квадрату скорости), к тому же это нижний предел возникновения шума в трубопроводах малых диаметров.
Какой тип трубопровода выбрать
Сейчас все чаще выбирают для отопления полипропиленовые трубопроводы, которым хоть и присущи недостатки в виде сложности обеспечения качества стыков, и значительного теплового расширения, но они предельно дешевы и просты в монтаже, а это зачастую решающие факторы.
Какие трубы применять для системы отопления? Полипропиленовые трубы делятся на несколько видов, у которых свои технические характеристики, и предназначены они для разных условий. Для отопления подходят марки РN25 (РN30), которые выдерживают рабочее давление в 2,5 Атм при температуре жидкости до 120 град. С.
Данные о толщине стенок приведены в таблицах. Для отопления сейчас применяются трубы из полипропилена, которые армированны алюминиевой фольгой или стекловолокном. Армировка предотвращает значительные расширения материала при нагревании.
Многие специалисты отдают предпочтение трубам и с внутренней армировкой стекловолокном. Такой трубопровод в последнее время стал наиболее широко применяться в частных системах отопления.
Вопросы подбора диаметра отопительного трубопровода
Трубы выпускаются стандартных диаметров, из которых и нужно сделать выбор. Наработаны типовые решение по подбору диаметров труб для отопления дома, руководствуясь которыми в 99% случаев можно сделать оптимальный правильный выбор диаметра без выполнения гидравлического расчета.
Стандартные наружные диаметры полипропиленовых труб –16, 20, 25, 32, 40 мм. Соответствующий этим значениям внутренний диаметр труб марки РN25 – 10,6, 13,2, 16,6, 21,2, 26,6 мм соответственно.
Более подробная информация о наружных диаметрах, внутренних диаметрах и толщине стенки полипропиленовых труб приведена в таблице.
Какими диаметрами что подключать
Нам необходимо обеспечить подачу необходимой тепловой мощности, которая будет прямо зависеть от количества поданного теплоносителя, но скорость движения жидкости должна оставаться в заданных пределах 0,3 – 0,7 м/с
Тогда возникает такое соответствие подключений (для полипропиленовых труб указывается наружный диаметр):
- 16 мм — для подключения одного или двух радиаторов;
- 20 мм – для подключения одного радиатора или небольшой группы радиаторов (радиаторы «обычной» мощности в пределах 1 — 2 кВт, максимальная подключаемая мощность – до 7 кВт, количество радиаторов до 5шт.);
- 25 мм – для подключения группы радиаторов (обычно до 8 шт., мощность до 11 кВт) одного крыла (плеча тупиковой схемы разводки);
- 32 мм – для подключения одного этажа или целого дома в зависимости от тепловой мощности (обычно до 12 радиаторов, соответственно, тепловая мощность до 19 кВт);
- 40 мм – для магистрали одного дома, если такая имеется (20 радиаторов – до 30 кВт).
Рассмотрим выбор диаметра труб подробнее, опираясь на заранее рассчитанные табличные соответствия энергии, скорости и диаметра.
Соотношение диаметра труб, скорости жидкости, и тепловой мощности
Обратимся к таблице соответствия скорости к количеству тепловой мощности.
В таблице представлены значения тепловой мощности в Вт, а под ними указано количество теплоносителя кг/мин, при подаче с температурой 80 град С, обратки – 60 град С и температуры в комнате 20 град С.
Подбор труб по мощности
Из таблицы видно, что при скорости 0,4 м/с будет подаваться примерно следующее количество тепла, по трубам из полипропилена следующего наружного диаметра:
- 4,1 кВт — внутренний диаметр около 13,2 мм (наружный диаметр 20мм);
- 6,3 кВт — 16,6 мм (25мм);
- 11,5 кВт — 21,2 мм (32 мм);
- 17 кВт — 26,6 мм (40 мм);
А при скорости 0,7 м/с значения подаваемой мощности будут уже примерно на 70% больше, что не трудно узнать из таблицы.
А какое количество тепла нам нужно?
Сколько тепла должен подавать трубопровод
Рассмотрим подробнее на примере, какое количество тепла обычно подается по трубам, и подберем оптимальные диаметры трубопроводов. Имеется дом площадью 250 м кв, который хорошо утеплен (как требует норматив СНиП), поэтому он теряет тепла в зимнее время по 1 кВт с 10 м кв. Для обогрева всего дома требуется подавать энергии 25 кВт (максимальная мощность). Для первого этажа – 15 кВт. Для второго этажа – 10 кВт.
Наша схема отопления двухтрубная. По одной трубе подается горячий теплоноситель, по другой — охлажденный отводится к котлу. Между трубами параллельно подсоединены радиаторы.
На каждом этаже трубы разветвляются на два крыла с одинаковой тепловой мощностью, для первого этажа – по 7,5 кВт, для второго этажа – по 5 кВт.
Итак, от котла до межэтажного разветвления поступает 25 кВт. Следовательно, нам потребуются магистральные трубы внутренним диаметром не менее – 26,6 мм, чтобы скорость не превысила 0,6 м/с. Подходит 40-мм полипропиленовая труба.
От межэтажного разветвления – по первому этажу до разветвления на крыльях — поступает 15 кВт. Здесь, согласно таблице, для скорости менее 0,6м/с, подойдет диаметр 21,2 мм, следовательно, применяем трубу с наружным диаметром 32 мм.
На крыло 1 этажа идет 7,5 кВт – подходит внутренний диаметр 16,6 мм, — полипропилен с наружным 25 мм.
На каждый радиатор, мощность которого не превышает 2 кВт можно делать отвод и трубой с наружным диаметром 16 мм, но так как этот монтаж не технологичен, трубы не пользуются популярностью, чаще устанавливают 20-мм трубу с внутренним диаметром 13,2 мм.
Демонтаж чугунных радиаторов
Чтобы провести демонтаж таких приборов отопления своими руками, потребуется следующий инструмент:
Размеры чугунной батареи.
- Трубный ключ номер 3, для отворачивания контргайки и футорки.
- Труборез для обрезки трубы или болгарка.
- Ножовка по металлу.
- Зубило.
- Молоток и кувалда.
- Щетка для удаления ржавчины.
Работы по демонтажу таких отопительных приборов, как правило, проводятся летом, когда система отопления отключена. До начала демонтажных работ необходимо слить воду из трубопроводов отопления.
Затем трубным ключом отворачиваются контргайки, стоящие на подводящих воду трубах, отворачиваются футорки и радиатор снимается с кронштейнов.
В случае если контргайки отвернуть невозможно, обрезаются подводящие теплоноситель трубы и устройство демонтируется.
Подготовка к работе, нюансы
Подготовка к демонтажу и монтажу процесс не сложный, но очень ответственный, так как есть риск испортить свой ремонт и соседский. Для начала нужно убедится, что в системе отопления нет воды. Это выясняем в ЖЭК вашего дома, если есть отключить и слить стояки , где будет происходить замена радиаторов. Нюансы, в холодное время года при температуре ниже -10 стояки отключать ни кто не будет. И если в доме более 15-ти этажей, запрещено вырезать части металлического стояка и заменять их на полипропилен, иначе во время отопительного сезона железный стояк от нагрева расшириться и повредит вашу конструкцию.
Разметка мест размещения крепления
Установка крепления начинается с определения того, где и как будет размещаться отопительный прибор. Лучшим местом является стена под окном или недалеко от дверей. В обоих случаях тепло, которое будут выделять секции, станет барьером для движения холодного воздуха.
Установку крепления всегда начинают с разметки:
- Батарея должна размещаться строго по центру окна. Максимальное отклонение центра устройства от центра проема не должно превышать 2 см. Разметка предусматривает рисование вертикальной линии на стене. Она должна быть по центру окна. Далее по сторонам делают метки, отступив на расстояние, равное половине собранного радиатора отопления.
- Между полом и низом чугунной конструкции должно быть 8-14 см.
- Между подоконником и верхом радиатора отопления должно быть 10-12 см. В соответствии с этими двумя правилами делают горизонтальные метки.
Нужно нарисовать еще те метки, по которых будут устанавливаться кронштейны. Сначала рисуют линии, которые будут соответствовать уровням расположения опор. Верхнюю нужно нарисовать ниже сделанных возле подоконника меток. Расстояние до них должно быть равным расстоянию между верхом радиатора отопления и нижней точкой соединения двух секций. Нижнюю линию рисуют над метками, сделанными возле пола. Ее поднимают настолько сантиметров, сколько имеется между нижними точками секции и соединения ребер. На этих линиях отмечают своими руками места, на которых должны быть кронштейны. При этом учитывают, что на каждые 5 ребер должно быть 1 крепление, как сверху, так и снизу.
Набор фитингов
Теперь давайте выясним, каким будет комплект фитингов для радиаторов в том и в другом случае.
Подключение на сгонах
Для классического в многоквартирном доме бокового подключения радиатор комплектуется следующим набором:
Фитинг | Количество |
Радиаторная пробка глухая левая | 1 |
Промывочный кран с левой резьбой | 1 |
Радиаторная пробка проходная правая | 2 |
Контргайка | 2 |
На верхних этажах домов с нижним розливом комплектация дополняется краном Маевского, который устанавливается в расточенную под него верхнюю глухую пробку. Размеры фитингов для радиаторов определяются диаметром подводок; как правило, он соответствует ДУ20 (3/4 дюйма). Сгоны (длинные резьбы) обычно бывают нарезаны непосредственно на подводке.
Полезно: лучшие резьбовые фитинги для чугунных радиаторов традиционно изготавливаются из того же чугуна. Радиаторных пробок под чугунные радиаторы из стали или латуни в продаже, в общем-то, и не найти; контргайки из латуни слишком хрупки, а стальные со временем намертво прикипают к стальному сгону и не поддаются разборке.
Чугунные контргайки, произведенные по ГОСТ 8961-75.
Подключение на американках
В этом случае единственные фитинги для подключения радиаторов отопления — это сами американки в количестве двух штук. Одна из их резьб вворачивается в проходную пробку радиатора, вторая — в муфту или элемент запорно-регулирующей арматуры.
Для соединения крана в радиаторной пробкой используются американки с резьбами «папа-папа».
При монтаже отопления своими руками полезно знать несколько тонкостей.
- При большом количестве секций радиатора предпочтительно не боковое подключение, а диагональное или снизу вниз. В этом случае для соединения с фитингом вам потребуются одна проходная пробка с правой резьбой и одна — с левой.
- Диаметр резьб в пробках алюминиевых и биметаллических радиаторов в большинстве случае составляет 1/2 дюйма (ДУ15). Однако при количестве секций более 10 желательно использовать подводки размером ДУ20.
- Американками нередко комплектуются уже упомянутые элементы запорно-регулирующей арматуры. Комбинированные с фитингами краны и дроссели более компактны, чем два изделия порознь, при этом их цена часто оказывается ниже суммарной стоимости фитинга и крана.
Дроссель с американкой.
Разборка чугунных радиаторов
Наиболее распространены чугунные радиаторы МС140. За время их эксплуатации, а это в некоторых случаях 30 и больше лет, они показали себя только с лучшей стороны:
- аккумулирует тепло;
- устойчив к плохому качеству теплоносителя;
- простоты в обслуживании;
- надёжны и имеют большой срок службы (от10 лет и выше)
Как же разобрать этого дедушку? А очень просто, ведь конструктивно все радиаторы собраны по одному принципу: с помощью ниппель-гаек и прокладок для герметичности. Правда, в те древние времена на гайку накручивалась пакля с краской и стояла резиновая прокладка.
Чугунные радиаторы в некоторых системах стоят по 50 лет, понятно, что разобрать их будет непросто
С разборкой нового радиатора проблем не возникает. А вот со старым придётся повозиться:
- со временем стык между секциями «прикипает»;
- внутренние выступы для ключа разъедаются под действием теплоносителя.
Вот поэтому разобрать старую «чугунину» довольно проблематично.
Еще одна сложность в работе с чугуном — его большой вес. Масса одной «чистой» секции -7.5 кг. Батарея из 10 секций весит 75 кг, поэтому переносить её лучше вдвоём. Перед разборкой радиатора, его лучше всего снять и промыть. Небольшую по весу батарею можно промыть в ванне, предварительно постелив тряпку. Для этого лучше всего взять кусок шланга, подключить к крану с холодной водой и хорошенько промыть. Если ванну пачкать жалко, можно выйти во двор. Важно только наличие воды, нужен также сток: всякого ужаса в воде будет более чем достаточно.
Только сильный человек может один носить чугунные батареи
Место для разборки радиатора выбирается ровным и достаточно просторным. Если вы живёте в многоэтажном доме, то эту работу вполне можно выполнить на лестничной клетке. Из инструментов понадобится:
- радиаторный ключ;
- зубило, молоток, небольшая кувалда;
- щётка с металлическим ворсом, паяльная лампа;
- несколько досок или чурок для подкладки под батарею;
- сантехнический ключ №2,3 для раскручивания боковых пробок (футорок) и заглушек.
Немного слов о ключе: вряд ли вы найдёте что-то подобное в магазине, проще поискать на рынке или одолжить у знакомого сантехника.
Ключ представляет из себя круглый пруток диаметром 18 мм. С одной стороны он расплющен в виде лопатки под внутренний размер: ширина ее 28х40мм и толщиной 6 мм. С другой, к нему приварено кольцо, в которое вставляется рычаг для вращения. Длина ключа определяется как ½ длины самого большого радиатора плюс примерно 300 мм. Можно сделать такое «чудо» и из подходящего отрезка полудюймовой трубы, расплющив один конец. Но этот вариант подойдёт только для разборки нового радиатора.
Стык потек — прохудилась прокладка. Нужно разбирать чугунную батарею и менять ее
Для облегчения работы, перед разборкой стык необходимо прогреть строительным феном, либо паяльной лампой. Вот тут и понадобятся доски: на них укладываете батарею и греете.
Такие разные диаметры
Из-за разницы в системе наименований труб из разных материалов в голове потенциального покупателя неизбежно возникает некоторая путаница. Я попробую внести ясность в этот вопрос.
- Стальная труба маркируется условным проходом, или ДУ. Он примерно равен внутреннему диаметру; небольшие отклонения фактического размера от ДУ обусловлены разбросом толщины стенок обыкновенных, легких и усиленных водогазопроводных труб;
Условный проход стальной трубы примерно равен ее внутреннему диаметру.
- Маркировка DN обозначает тот же самый ДУ (условный проход). Однако DN часто указывается в дюймах. Дюйм — это 2,54 сантиметра; только вот маркировка в дюймах традиционно округляется до нескольких целых и дробных значений, что усугубляет путаницу. Для удобства читателя я приведу таблицу соответствия размеров стальных труб в миллиметрах и дюймах;
ДУ | Размер в дюймах |
15 | 1/2 |
20 | 3/4 |
25 | 1 |
32 | 1 1/4 |
40 | 1 1/2 |
50 | 2 |
- Трубы из сшитого и обычного полиэтилена, полипропилена и металлополимерные изделия маркируются наружным диаметром. В среднем их диаметр на шаг больше внутреннего сечения: труба размером 25 мм имеет такое же внутреннее сечение, как стальная ДУ 20, 32 мм соответствует ДУ 25 и так далее;
Внутренние и наружные размеры полипропиленовых труб. Разное рабочее давление определяет разброс толщины стенок.
- Все полимерные изделия имеют более низкое, чем сталь, гидравлическое сопротивление благодаря минимальной шероховатости стенок. Кроме того, они на зарастают со временем ржавчиной и известковыми отложениями, поэтому их диаметр подбирается без запаса. А вот стальные трубы для системы ЦО лучше покупать с учетом этих факторов, округляя расчетный диаметр труб в большую сторону.
Вскрытая стальная подводка в системе ЦО многоквартирного дома.
Монтаж
Как и чем закручивать пробки в радиаторах отопления при их монтаже? Каким образом герметизировать соединения? Инструкция зависит от материала пробки.
В алюминиевые радиаторы фитинг вкручивается разводным или рожковым ключом. Герметичность обеспечивается штатной паронитовой или силиконовой прокладкой.
Прокладка под пробкой хорошо видна на фото.
Пробки для чугунных радиаторов отопления вкручиваются газовыми ключами №2 — 4.
Порядок действий таков:
- Резьба наживляется — своими руками, без использования инструмента.
- В зазор между дном пробки и секцией укладывается по ходу трубной резьбы прядка сантехнического льна, пропитанного любой быстросохнущей краской или силиконовым герметиком.
- Фитинг затягивается до выдавливания излишков пропитки.
Проблемы
Какие проблемы секционных отопительных приборов так или иначе связаны с ниппелями?
Межсекционные течи
Причина их появления – в том, что прокладки между стянутыми ниппелем секциями постепенно утрачивают эластичность из-за длительного нагрева и известкования. При каждом нагреве и охлаждении линейные размеры секций незначительно изменяются; при этом прокладка раз за разом деформируется.
Наконец, при очередном охлаждении батареи она перестает полностью перекрывать просвет между коллекторами секций, и на стыке выступает влага.
Течь между секций.
Разрыв ниппеля
Куда более неприятен своими последствиями разрыв ниппеля. Если в первом случае худшее, что вам грозит – небольшая лужица под батареей, то расстыковка одного из коллекторов чревата затоплением вашей и соседних квартир горячей водой с большим количеством ила и песка.
Что может быть причиной разрыва достаточно прочного ниппеля?
- Перетянутое при сборке соединение. Как уже говорилось, секции несколько расширяются при нагреве; стоит температуре теплоносителя подрасти – и едва наметившаяся трещина расширится и превратится в источник серьезных проблем.
- Гидроудар. Так называется распространяющаяся в практически несжимаемой среде волна, созданная резкой остановкой потока при отрыве клапана винтового вентиля, падении щечки задвижки или просто резко перекрытой запорной арматуре. Давление на фронте потока при гидроударе может достигать 20 – 25 атмосфер.
Механизм возникновения гидроудара.
Справка: чугунные радиаторы рассчитаны на рабочее давление в 9-12 атмосфер, алюминиевые – в 6 – 16.
Комплектующие для радиаторов отопления. Монтаж и особенности
Принцип подключение различных по типу батарей отопления практически одинаковый, но отличаются применяемым для этого оборудованием. Комплектующие для радиаторов предлагаются в продаже по отдельности, а также наборами, в которых представлены все изделия, требуемые для подсоединения одной батареи.
Популярные виды радиаторов отопления
В подавляющем большинстве квартир и домов можно встретить 4 типа батарей отопления:
- Чугунные.
- Алюминиевые.
- Биметаллические.
- Стальные.
Также существуют пластиковые и медные радиаторы, но они практически не применяются. Каждая разновидность популярных типов батарей имеет свою специфику по эксплуатационным характеристикам и способу подключения. Исключением являются только алюминиевые и биметаллические радиаторы, принцип соединения которых идентичен, как и используемые для этого комплектующие.
Чугунные батареи
Радиаторы отопления данного типа широко применялись раньше, благодаря высокой устойчивости к коррозии и окислению. Несмотря на их массивность и дороговизну, они актуальны и сейчас. Дело в том, что в системах центрального теплоснабжение циркулирующий теплоноситель слишком загрязнен, поэтому батареи из прочих материалов изнашиваются буквально за пару лет.
Алюминиевые радиаторы
Такие батареи имеют привлекательный внешний вид. Алюминий обладает высокой теплопроводностью, благодаря чему быстрее разогревает воздух в помещении. Огромным недостатком таких батарей является их высокая чувствительность к химическому составу теплоносителя. В связи с этим они совершенно непригодны в случае подключения к центральному водоснабжению. Их выбирают только в том случае, когда осуществляется монтаж автономного теплоснабжения, поскольку можно контролировать качество жидкости циркулирующей в системе.
Биметаллические радиаторы
Батареи данного типа имеют высокую теплоотдачу, поскольку в их составе имеется алюминий. Они очень прочные и имеют продолжительный ресурс эксплуатации. У них более высокая стоимость, что существенно снижает популярность такого варианта радиаторов.
Стальные радиаторы
Батарея из стали в отличие от всех предыдущих разновидностей являются не разборными. Они не состоят из секции, которые можно снимать и добавлять по желанию. Обычно такие радиаторы имеют панельный тип устройства. Внешне они похожи на прямоугольный бокс. Их часто можно встретить в офисных помещениях, а также в жилых домах и квартирах. Поскольку панельные системы являются не разборными, то зачастую производители ставят на них все необходимые комплектующие для радиаторов из завода.
Комплектующие для соединения секций радиаторов
Чугунные, алюминиевые и биметаллические батареи состоят из секций, ребра которых можно демонтировать или добавлять, регулируя таким образом эффективность нагрева помещения.
Чтобы нарастить батарею применяются следующие изделия:
- Ниппель.
- Прокладка.
Бочкообразный ниппель может иметь различный диаметр, что зависит от того для какого типа батареи он будет применяться. Самый крупный соединитель используется при монтаже чугунных радиаторов старого образца. Ниппель представляет собой короткую металлическую трубку, на противоположных концах которой нарезается разнонаправленная внешняя резьба, доходящая до центра. Внутри ниппеля имеется специальная бороздка, предназначенная для фиксации ключа для сборки батарей.
Что следует учитывать при выборе
Приобретая обычную упаковку для монтажа, следует определиться с диаметром стыковочного отверстия отопителя. Некоторые производители котельного оборудования могут давать определенные рекомендации по установке, среди которых будет указан тип набора для подключения кранов. На такие рекомендации следует обращать внимание во избежание повреждения тепловых конвекторов. Большую надежность представляют фитинги, выпускаемые известными производителями.
Если выбор падает на универсальный набор, в котором имеется еще и крепеж, стоит учитывать, что под тяжелые чугунные радиаторы следует брать специальные длинные стальные штыри для возможности заглубления их в толщу стены, под легкие модели обогревателей достаточно кронштейнов, прикручиваемых шурупами.
Не имеет значения, какой агрегат устанавливается в тепловой контур – алюминиевый или биметаллический – они не адаптированы под обычную сантехническую арматуру ввиду того, что с правой стороны, если смотреть на лицевую панель, у них имеются отверстия с правой резьбой, а с левой стороны, соответственно, идет левая нарезка. Левосторонние футорки и решают вопрос, позволяя уже к ним подключить клапаны, вентили и заглушки.
Покупая набор, необходимо внимательно проверить направление витков отверстия на фитингах, попарно оно должно быть разным.
В чем секрет популярности
- Начнем с того, что такие агрегаты считаются едва ли не самыми долговечными. Большинство солидных производителей смело дают гарантию на 50 лет. И это вполне оправдано, к примеру, в Царском селе по сей день функционирует радиатор, установленный еще 110 лет назад;
Важно: бытует мнение по поводу того, что сейчас чугунный радиатор хуже чем советских времен. Это верно лишь отчасти. Здесь все зависит от качества изделия и фирмы производителя. Если батарея отлита согласно отечественным или европейским ГОСТам, то бояться нечего. Но приобретая агрегаты от китайских или турецких «мастеров», человек, по сути, берет кота в мешке.
Стандартный МС 140.
- Чугун по своим характеристикам хотя и хрупкий металл, но все же достаточно прочный. Рабочим давлением для такой батареи является 8 – 12 атмосфер, плюс при кратковременных скачках или гидроударах, она может выдерживать нагрузку до 20 атмосфер. Если учесть тот факт, что в городской сети давление редко превышает 6 – 8 атмосфер, а средняя сила гидроудара 15 – 20 атмосфер, то запас прочности очевиден;
- Такие батареи присутствуют как в бюджетном сегменте рынка, так и в элитных товарах. Дело в том, что цена на классические МС-140 едва ли не самая низкая. В то же время стоимость художественного толстостенного литья может порой в несколько раз превышать цену хорошего биметалла;
- Приверженцы современных материалов забывают о качестве теплоносителя в наших городских сетях. Этот жесткий «коктейль» способен вывести из строя многие новомодные модели. В то время как чугун отличается абсолютной устойчивостью к любым химическим атакам и нейтральностью к коррозии, он попросту не ржавеет;
Дизайн современных батарей из чугуна.
- Благодаря большому диаметру каналов батареи, любой мусор проскакивает через нее, практически не задерживаясь, что весьма актуально для городских многоэтажек, со старой трубной разводкой;
- Как известно чугун обладает высокой теплоемкостью. Батарея долго набирает температуру, но также долго ее удерживает. При перебоях с отоплением данный агрегат будет отдавать тепло еще несколько часов после отключения;
Варианты подсоединения батарей.
- Технически, установка чугунного радиатора отопления своими руками не представляет большой сложности. При наличии инструмента и пары помощников для поддержки, работу можно закончить в течение дня;
- Еще одним немаловажным достоинством считается тот факт, что комплектующие для чугунных радиаторов отопления можно найти в любом хозяйственном магазине и цена на них вполне приемлемая;
Характеристики современных чугунных радиаторов.
С причинами всенародной популярности мы как бы разобрались.
Теперь давайте поговорим о подводных камнях этих отопительных приборов:
- Первая причина, по которой многие отказываются от чугуна, это серьезный вес конструкции. Посудите сами, стандартная секция имеет массу порядка 7 кг, на одну комнату в среднем устанавливается 7 – 10 секций. В результате имеем от 50 до 70 кг пустой конструкции, при заполнении добавляется еще 1 – 1,5 кг на каждую секцию. Помимо проблем с установкой, не каждая стена может выдержать такой агрегат;
- Минимальный объем теплоносителя в одной ячейке составляет порядка 1л. У современных конкурентов этот показатель меньше в 3 – 5 раз. А как известно, чем больше жидкости, тем больше энергии требуется для ее прогрева и поддержания температуры. Плюс быстро регулировать температуру в таких системах, благодаря высокой инертности, весьма затруднительно;
Данные классического чугунного радиатора МС 140.
- Площадь таких конструкций, по сравнению с современными аналогами, несколько меньше, соответственно и теплоотдача ниже;
- Упреки по поводу малопривлекательного дизайна не состоятельны, их в какой-то степени можно адресовать распространенным МС-140. Что же касается фигурного литья, то по своей красоте они оставляют далеко позади современных собратьев;
Выбор теплоносителя
Чем заправить биметаллические радиаторы в тех редких случаях, в то время, когда они употребляются в автономном отопительном контуре?
В безотносительном большинстве случаев в качестве теплоносителя употребляется простая вода. Кроме того, что сердечники биметаллических секций владеют достаточной устойчивостью к коррозии, при заполненном водой контуре их контакт с атмосферным кислородом всецело исключен. В это же время в бескислородной среде появление ржавчины нереально.
В тех случаях, в то время, когда вероятна остановка отопительного контура при отрицательных температурах, практикуется заправка биметаллических радиаторов незамерзающими теплоносителями:
- Водным раствором пропиленгликоля,
- Тосолом,
- Трансформаторным маслом.
Конструкция радиаторов отопления
Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования наружного крепежа или фиксаторов. Таким образом, можно набрать радиатор практически неограниченной длины.
Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые особенности ее конструкции:
- Отдельные секции собираются в один корпус с помощью внутренних резьбовых втулок или ниппелей. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно суметь вывернуть торцевые пробки и внутренние вставки;
- Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка с резьбой двух видов – с левым и правым направлением витков.
Торцевые заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие выпускают с левой резьбой, а гайка-штуцер для подключения к трубе – с правой.
Для крепления отдельного регистра в общий чугунный корпус используется пара ниппелей, которые одновременно заворачиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, потребуется также аккуратно выворачивать ниппеля, делая на каждом всего 1-2 оборота.
Кратко об устройстве батарей
Чугунные отопительные приборы состоят из следующих деталей:
- нагревательная секция, заполняемая теплоносителем;
- соединительные ниппели – втулки с наружной резьбой, используемые для стыковки соседних секций;
- торцевые заглушки;
- переходные пробки для подключения труб либо кранов;
- прокладки из паронита или резины – искусственного каучука EPDM.
Примечание. Минимальное число секций (ребер) в одном радиаторе – 3 шт. Делать меньше не принято – слишком мала теплоотдача, да и выглядит некрасиво.
Чертеж обогревателя в разрезе, конструкция ниппеля и ключа
Нагревательные элементы стягиваются между собой ниппелями, во избежание течи стыки уплотняются прокладками. Паронит используется на старых радиаторах советского производства, современный аналог – уплотнитель EPDM. Показанный на чертеже ниппель закручивается длинным торцевым ключом со специальной насадкой.
Боковые отверстия крайних секций закрываются глухими или проходными пробками, куда подсоединяются трубопроводы. Завод-изготовитель либо реализующий продукцию магазин может дополнительно комплектовать батареи подвесными кронштейнами и ручным клапаном сброса воздуха – краном Маевского.
Общие рекомендации
Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:
- При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом. Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.
- При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями. Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания.
Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно. Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.
Резка круговыми ножами
Таким способом можно изготавливать только круглые уплотнители больших размеров. В процессе работы понадобится довольно дешевое и высокопроизводительное оборудование. Резка осуществляется стандартными лезвиями. Поэтому производство прокладок данного типа можно выполнять самостоятельно и в любом объеме. Зачастую причиной протечек радиаторов является испорченная прокладка. И если вы не знаете, что делать если потекла батарея отопления, в первую очередь стоит обратить внимание именно на прокладки.
Причины поломок
Как и в случае с санями в известной поговорке, готовить отопительную систему к новому сезону следует летом.
Основными причинами неполадок являются:
- Слабый нагрев алюминиевой батареи при отсутствии в ней воздуха.
- Слышны шумы и стуки в системе.
- Выявилась течь алюминиевого радиатора отопления.
- На местах стыков элементов системы появился налет.
В домах с автономным обогревом эти проблемы легко выявить, запустив систему в максимальном рабочем режиме. Более высокое давление покажет целостность конструкции и позволит увидеть возможные дефекты в ней. В домах с централизованным отоплением провести такие работы самостоятельно не удастся, но можно подать заявку в управляющую службу, что их специалисты провели необходимые работы.
Если во время тестирования система показала себя с лучшей стороны, но в разгар сезона начались проблемы, то требуется экстренный демонтаж радиатора.
Для этого нужно произвести следующие действия:
- Запорные устройства перекрываются, как и стояк (из него предварительно нужно слить носитель).
- Под нижнее подключение устанавливается емкость для слива теплоносителя.
- Открутить нижний шаровой кран, чтобы вода (антифриз), оставшаяся в батарее вытекла.
- Так же откручивается верхний вентиль, и батарея снимается с кронштейнов.
Если возникает вопрос, как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления, если он не греет, то следует искать причину такого состояния прибора:
- Первым делом нужно выпустить воздух из системы и подождать, может батареи прогреются.
- Если ничего не изменилось, то придется демонтировать радиатор и проверить на возможность засорения. В секционных алюминиевых радиаторах помещается не так много теплоносителя. Залив в снятый обогреватель воду, можно просчитать, соответствует ли ее количество заявленному в техпаспорте параметру. Если нет, то требуется не ремонт алюминиевого радиатора отопления, а его промывка, для чего следует пропускать воду под большим напором через конструкцию, пока она не посветлеет.
- Если поток воды не «справился» с задачей, то потребуются знания, как разобрать алюминиевый радиатор отопления на секции и проделать ту же работу с каждым элементом в отдельности. Иногда, при очень сильном загрязнении, требуется щетка (не металлическая), чтобы избавить батарею от густой грязи.
Иногда единственным средством вернуть батареям горячее состояние является замена секции алюминиевого радиатора или их наращивание. При боковом типе подключения это не составит труда, тогда как при нижнем или диагональном способе придется доращивать или сокращать длину трубы.
Виды уплотнителей
Раньше не было такого разнообразия уплотнителей, как сегодня. Некоторые сантехники используют весь спектр материалов в своей работе, а есть консерваторы, которые до сих пор признают только лён. Правы ли они? Давайте разберемся. Чем уплотнить резьбу на трубе отопления:
- лента-фум;
- лён с пастой;
- анаэробный клей герметик;
- уплотнительная нить.
Лён ранее применялся в тандеме с суриком, смазкой или масляной краской. Сегодня используется специальная уплотнительная паста, которая предотвращает высыхание и гниение льна.
Сохнет лён в системах с горячим теплоносителем, а гниет на холодной воде. В первом и во втором случае результатом процесса будет появление течи. Благодаря пасте фитинг после закрутки можно немного отпустить, сделав оборот назад не более чем на 45 градусов. Универсальный материал, подходит как для соединения металлических труб отопления, так и для полимеров.
Лён подходит для всех видов резьбы на трубах отопления независимо от диаметра. Он самый дешевый из уплотнителей. Важно правильно его намотать:
- при помощи полотна по металлу или напильника делаются насечки на резьбе;
- прядь льна скатывается в нечто подобное нити;
- накрутка осуществляется по ходу закручивания фитинга (обычно по часовой стрелке);
- равномерно наносится защитная паста.
При накручивании льна важно не переусердствовать. Сначала нужно сделать первый виток, который закрепит уплотнитель на резьбе. При этом остается хвостик. На втором витке оставшийся хвостик подхватывается и наматывается вместе с общим волокном. Следите, чтобы не было перекрутов. Распределять материал по резьбе нужно равномерно от торца к корпусу фитинга. Работая со льном, при соединении труб отопления, нужно следить за своими руками, так как они постоянно измазаны пастой. Если такими руками взяться за полипропиленовую трубу, останется отпечаток.
Фум лента применяется для тонкостенных фитингов и соединителей с мелкой резьбой. Работать с материалом легко, руки всегда чистые. При этом фум лента достаточно дорогая и в основном ее используют для маленьких диаметров. Существенный недостаток этого уплотнителя – это невозможность юстировки. То есть, если стык труб отопления закручен и его нужно немного отпустить, чтобы отцентрировать, то соединение при этом теряет свою герметичность.
Уплотнительная нить так же, как и фум лента не нуждается в смазке и применении специальной пасты. Она может наматываться на грязную или мокрую резьбу, применима для пластика.
По заявленным производителями характеристикам уплотнительную нить можно отворачивать (юстировать) на 180 градусов.
Герметики наносятся на чистую и обезжиренную резьбу (обычно новую). Они бывают:
- демонтируемые;
- трудно демонтируемые.
А по факту они все не демонтируемые. Перед тем как соединить трубы отопления, используя герметик, вы должны быть готовы к тому, что разобрать соединение можно будет только после нагревания. И только тогда, возможно, получится его открутить. Зато при монтаже места соединений даже не нужно подтягивать ключами.
Обвязка
Что из запорно-регулирующей арматуры монтируется на подводках перед проходными пробками?
Вот несколько типичных вариантов.
- Пара шаровых кранов. Они позволяют полностью отключить прибор в случае ремонта или замены без сброса всего контура.
Пара вентилей полностью отсекает прибор от подводок.
- Дроссель и шаровый кран. Дроссель обеспечивает возможность ручной регулировки теплоотдачи.
- Пара дросселей дает возможность выполнить базовую балансировку системы (ограничение проходимости ближних к котлу отопительных приборов) и регулировать теплоотдачу прибора в дальнейшем.
- Наконец, дуэт дросселя с термоголовкой позволяет сделать регулировку теплоотдачи полностью автоматической: в помещении с приемлемой точностью будет поддерживаться заданная температура.
Применение штанцевых ножей
Принцип действия данного метода похож на вырубку штампом, однако в данном случае применяется более простой и не дорогостоящий инструмент. Производство уплотнителей таким способом является незатратным и достаточно быстрым. Однако штанцы достаточно недолговечны, поэтому данная методика применяется для производства небольших и средних партий прокладок.
Термическое формование
В данном случае понадобится термопластавтомат с пресс-формой для отливки продукции. Стоимость формовочного пресса довольно высока, поэтому чтобы сделать производство экономически целесообразным, изготовление прокладок данным способом должно быть крупносерийным или даже массовым.
Производство изделий мелкими партиями с применением данной технологии актуально, только если никаким другим способом изготовить их нельзя. Примечательно, что термоформированием производят только уплотнители из ПВХ.