15+ причин: Почему обмерзает испаритель во внутреннем блоке сплит-системы, как найти и решить проблему


Сплит-система – достаточно сложное устройство. Для ее нормальной работу требуется соблюдение правил эксплуатации, а также регулярное техническое обслуживание. Один из явных сигналов нарушения – появление на кондиционере инея или наледи, то есть обмерзание.

Материалы и инструменты

В работе вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Шлицевая отвертка
  • Фонарик
  • Щетка с короткой щетиной средней жесткости
  • Антибактериальное моющее средство
  • Фреон для заправки
  • Тестер для «прозвона»
  • Паяльник
  • Капиллярная медная трубка
  • Компрессор высокого давления

Образуется лед на внутреннем блоке работающего кондиционера

Со временем все узлы кондиционера изнашиваются, возникают неисправности и поломки. От них никто не застрахован. Приводим список причин, по которым может замерзать внутренний блок у исправно работавшей сплит-системы:

  • Большой перепад температур на улице и в помещении;
  • Засорился фильтр-осушитель;
  • Произошла утечка хладагента;
  • Забились воздушные фильтры;
  • Засорился испаритель во внутреннем блоке;
  • Засорился конденсатор в внешнем блоке;
  • В помещении высокая влажность воздуха;
  • Вышел из строя один из датчиков;
  • Плохо работает вентилятор;
  • Засорился фильтр-осушитель;
  • Сбоит контроллер кондиционера.

Своевременное обслуживание – гарантия исправности

Покупая кондиционер, многие не задумываются всерьез о проведении регулярного обслуживания этого оборудования. Зачем его проводить?

Во-первых, это необходимо делать, чтобы сплит-системе сохранить свой ресурс и ее как можно реже приходилось ремонтировать.

Во-вторых, периодическое обслуживание оборудования нужно для сохранения мощности агрегата, так как со временем потери его неизбежны и в результате из кондиционера будет идти теплый воздух.

В-третьих, если из-за плохого осмотра агрегат вышел из строя, то это не будет являться гарантийным случаем и за ремонт придется платить.

Очевидно, что без систематического обслуживания период эксплуатации уменьшается, а это вызвано тем, что:

1.При работе вентиляторов происходит засасывание пыли внутрь кондиционера. И без регулярного очищения сплит-системы, она покроет слоем все комплектующие узлы кондиционера: радиатор, теплообменник, дренажные отводы и в первую очередь – воздушные фильтры. При загрязнении конденсатора и как следствие, из-за уменьшения подачи хладагента, увеличивается нагрузка на компрессор, что напрямую влияет на срок службы этого агрегата.

2.Еще одним немаловажным фактором для регулярного обслуживания является то, что гарантийный ремонт существует только на заводские дефекты или некачественную установку оборудования. В законе о правах потребителей однозначно написано, что «не подлежат бесплатному ремонту дефекты, вызванные неправильным использованием товара». А профилактика климатического оборудования – это необходимое условие при эксплуатации данной аппаратуры.

Что же должны делать специалисты из сервисного центра при обслуживании? Ведь общеизвестно, что пользователю разрешено лишь чистить или менять воздушные фильтры.

В обслуживание внутреннего модуля входит:

  • Чистка теплообменника.
  • Очищение дренажной системы.
  • Диагностика и ревизия электрических коммуникаций.
  • Чистка вентилятора.

Профилактический осмотр и ремонт внешнего блока включает в себя:

  1. Очистка вентилятора.
  2. Дозаправка хладагентом.
  3. Очищение от грязи кондиционера.
  4. Внешний осмотр и контроль электрических приборов и соединений.

В некоторых сервисных центрах обслуживание климатического оборудования происходит планово два раза в год: весной перед наступлением жары и осенью – после окончания летнего сезона. Но даже если они и не делают обходы, рекомендуется самому пользователю сплит-системы не реже одного раза в год вызывать специалистов из сервисной службы. И тогда климатическое оборудование будет служить вам долгие годы, поддерживая в квартире комфорт и уют.

Источник

Из-за чего обмерзает испаритель в новом кондиционере

Бывает, что после установки кондиционера, испаритель покрывается льдом. Это может произойти в первые часы работы, а иногда – через недели или месяцы. Для появления льда во внутреннем блоке сплит-системы есть несколько причин:

  • Неправильно подобрана мощность;
  • Залом трубок при монтаже;
  • Не дозаправили фреон для длинной магистрали;
  • Кондиционер установлен в помещении с высокой влажностью;
  • Не соблюдены нормы установки;
  • Не полностью открыты сервисные вентили;
  • Плохо вакуумирован фреоновый трубопровод.

Что представляет собой конденсат?

Риск нанести вред здоровью от неправильного отвода испаряемой влаги намного опаснее угрозы поломки сплит системы. Хотя по своему химическому составу конденсат является просто обычной водой. Но дело в том, что в застоявшейся теплой влаге скапливаются болезнетворные микробы.

Последствиями не отведенного конденсата могут быть:

  • неприятный затхлый запах из кондиционера;
  • размножение возбудителей инфекции легионелл;
  • образование различных форм плесневого грибка.

Ошибочно считать кондиционер главной причиной тяжелой «болезни легионеров». Опасный микроорганизм живет в почве, бассейнах, декоративных фонтанах. Везде, где есть застоявшаяся вода, даже в медицинском физиотерапевтическом оборудовании, есть угроза столкнуться с легионеллами.


Отвод лишней влаги из сплит системы нужен для здоровья вашей семьи. Постоянно сливаемый конденсат не даст шанса развитию застоя воды

Дренажная система предназначена для слива излишней влаги. Правильно выполненный отвод конденсата и своевременное техобслуживание делают климатическое оборудование совершенно безопасным.

Неправильный подбор

Лед во внутреннем блоке кондиционера образуется из-за низкой температуры газа в испарителе. Одна из причин – неправильный подбор холодопроизводительности. При выборе модели нужно учитывать:

  1. Объем охлаждаемого помещения;
  2. Температуру внутри помещения;
  3. Температуру снаружи помещения;
  4. Приток тепла из других источников.

Если кондиционер подобран неправильно, он не будет успевать охладить комнату. Из-за этого он будет работать интенсивнее, чаще включаться. Хладагент при этом сильно переохлаждается. Соответственно, на испарителе конденсируется и замерзает влага из окружающего воздуха. Чаще всего это происходит с неинверторными системами.

Чтобы проверить, достаточная ли холодопроизводительность у системы, воспользуйтесь онлайн-калькулятором мощности кондиционера. Сопоставьте полученные значения с параметрами вашей модели.

В документации к кондиционеру, шильдике на внутреннем или наружном блоке (см. фото) может быть указана производительность в кВт или BTU (британских тепловых единицах). Она обязательно присутствует в названии модели. Например, модель Daikin FTXB20C имеет холодопроизводительность 2,0 кВт. А Neoclima Alaska 2.0 NS-09AHTIw – 9000 BTU.


Так показана мощность кондиционера в BTU на шильдике внутреннего или наружного блока.

Чтобы перевести киловатты в BTU, умножьте значение на 3412. Для перевода BTU в кВт, разделите его на 3412. Либо воспользуйтесь этой табличкой:

кВтBTUBTUкВт
1341250001,47
1,25426560001,76
1,5511870002,05
1,75597180002,34
2682490002,64
2,257677100002,93
2,58530110003,22
2,759383120003,52
310236130003,81
3,2511089140004,10
3,511942150004,40
3,7512795160004,69
413648170004,98
4,2514501180005,28
4,515354190005,57
4,7516207200005,86
517060210006,15
5,2517913220006,45
5,518766230006,74
5,7519619240007,03
620472250007,33

Если установленный кондиционер слабее чем нужно, есть три варианта:

  • Выставить более высокую температуру;
  • Поставить дополнительный кондиционер;
  • Заменить существующий на более мощный.

Работа в жару

У каждой системы охлаждения воздуха есть предельная температура, при которой она может работать. Чем больше разница температур между внутренним и наружным блоком, тем хуже производительность кондиционера. Чтобы ее компенсировать, он будет интенсивнее включаться.

В нормальном режиме капли воды во внутреннем блоке кондиционера превращаются в иней. Но когда компрессор не работает, он оттаивает и уходит в дренаж. Если на улице жара, а на кондиционере выставлена минимальная температура, иней не будет оттаивать. На испарителе будет нарастать лед.

Минимальные и максимальны температуры указаны в документации к кондиционеру. Сверьтесь с ним. При этом учтите: если внешний блок стоит на солнечной стороне, он больше нагревается и хуже отводит тепло. Чтобы решить проблему:

  1. Выключите кондиционер;
  2. Подождите пока лед на испарителе растает (для ускорения можно включить его на обогрев);
  3. Выставьте температуру на 2-3 градуса выше;
  4. Если на испарителе снова образуется лед – еще поднимите температуру.

Важно

Самая часта болезнь офисных работников летом – простуда. Не выставляйте слишком низкую температуру на кондиционере. Так вы не только предотвратите образование льда на внутреннем блоке, но и сохраните здоровье.

Компрессор

Признаками неисправности компрессора могут служить:

  • задержки включения кондиционера;
  • нарушения цикла работы;
  • наличие характерного гудения (при этом кондиционер не включается).

Причинами могут быть пробой и обрыв проводников, в устройствах переменного тока выход из строя конденсаторов, отказ клапанов (ТРВ или четырехходового), заполнение картера фреоном и пр.

Диагностику проблем и ремонт проводить собственными силами не рекомендуется, даже когда есть полная уверенность в необходимости замены деталей и узлов. После их замены, скорее всего, потребуется регулировка датчиков, которую без полного доступа к возможностям, прежде всего электронного блока, выполнить затруднительно.

Забитый фильтр

Во внутреннем блоке любой модели есть один или два фильтра-сеточки. Они расположены над теплообменником испарителя. Со временем на них скапливается пыль, а если блок установлен на кухне – жир и копоть. Они преграждают доступ втягиваемому воздуху.

Если фильтр сильно засорен, снижается скорость потока воздуха. Он медленнее охлаждается, фреон не успевает забрать тепло и нагреться. Из-за его низкой температуры на испарителе скапливается и намерзает больше влаги, чем успевает оттаять. Это одна из частых причин намерзания льда во внутреннем блоке кондиционера.

Как открыть крышку кондиционера для чистки фильтра и почистить его, смотрите в этом ролике:

Зачем нужен слив в канализацию?

Выполнение соединения дренажной системы с канализационной является самым дорогостоящим вариантом отвода конденсата из сплит системы. Но эксперты рекомендуют выбирать именно такой способ, несмотря на затраты. Потому что он является самым правильным во всех отношениях.

Целесообразность сложного варианта

Первые кондиционеры устанавливали без особых размышлений об охране окружающей среды. Но сегодня вопросы экологии выходят на первый план в техническом развитии общества.


Дорогое климатическое оборудование приобретается на долгий срок эксплуатации. Ваш заботливый уход продлит его жизнь

Здоровье человека и его меньших друзей домашних питомцев требует заботы. Болезни отнимают силы и деньги на лекарства. Поэтому самый затратный способ отведения магистрали дренажа в канализацию со временем окупится за счет экономии на лечении.

Чистый воздух без примесей вредных паров от капающего конденсата полезен как в загородном доме, так и на придомовых территориях в многоэтажных городских районах.

Что предписывают нормы правил?

Отвод жидкости в канализацию только рекомендуется, но не запрещается инструкциями на климатическое оборудование. Просто этот способ является самым щадящим для исправной долгой работы прибора. Он исключает опасные последствия накопления большого количества влаги на испарителе кондиционера.

Постоянно проскальзывающие утверждения о требованиях закона монтировать сток конденсата только в канализационную систему безосновательны. Желающие могут убедиться в этом, просмотрев судебную практику по искам к владельцам кондиционеров с самотечными уличными отводами конденсата. Суды в удовлетворении таких исков отказывают, как не обоснованных законодательными нормами.

Существуют локальные запреты выброса конденсата в атмосферу в рамках решений жилищных образований. Мы не будем рассуждать о правомерности таких документов. Как говорится, колхоз — дело добровольное.


Строительные нормы и правила предписывают выполнять стоки конденсата в канализацию. Но исполнение СНиПов обязательно только для новых жилых зданий премиум-класса, сдающихся в эксплуатацию с установленной системой кондиционирования

И все же существует один всеобщий запрет, который распространяется на любые системы отвода конденсата. Нельзя сливать влагу из кондиционера в ливневую канализацию. Это опасно для оборудования. Из-за повышения давления во время дождя, вода может залить кондиционер через дренажную трубу.

Недостатки отвода самотеком на улицу

Простым доступным способом пользуются из соображений экономии времени на монтаж и денег на оплату услуг мастеров. Однако такой метод удаления конденсата имеет ряд неприятных нюансов.

Вода, вытекающая из дренажной трубки:

  • загрязняет фасад, окна, а иногда попадает и на прохожих;
  • нарушает ночную тишину, распространяет опасные микробы;
  • медленно, но верно разрушает конструктивные элементы здания.

Не вызывает эстетического восторга вид грязных луж под модулем. Стук капель по ночам может вас абсолютно не беспокоить. Но неизвестно, как к шуму отнесутся ваши чувствительные соседи в многоквартирном доме или таунхаусе.


В частном доме висящий на стене шланг с капающей водой портит внешний вид своей неряшливостью. Частицы пара разносят органические вредные компоненты конденсата по придомовой территории

Сама вода, образованная от сбора конденсата, является нежелательным продуктом и требует утилизации. С точки зрения гигиены, этики, безопасности людей и домашних животных такую отработанную жидкость лучше всего выводить в канализационную систему.

Нехватка фреона

Еще одна возможная причина почему обмерзает испаритель кондиционера – нехватка хладагента. Фреон выполняет основную роль – отбирает тепло из помещения и переносит его на улицу. Если его мало, он не сможет эффективно охлаждать комнату.

Определить нехватку хладагента просто: осмотрите сервисные краны на внешнем блоке. Они обычно находятся на боковой стенке справа внизу. В некоторых моделях вентили защищены от осадков пластиковой или металлической накладкой. Если на сервисном вентиле намерз иней, значит в системе недостаточно хладагента.

Есть две причины нехватки хладагента:

  1. Есть утечка в системе;
  2. После обслуживания заправили мало фреона;
  3. Превышена допустимая длина фреоновой магистрали.

Итоги

Теперь вы знаете, почему кондиционер может покрываться инеем или льдом. В некоторых случаях это абсолютно нормально, но если вода начинает стекать по стенам, либо лёд отчетливо виден без снятия декоративной крышки, значит пора бить тревогу.

Эту ситуацию исправит только опытный специалист из сервисного центра, поэтому мы не рекомендуем выполнять ремонт самостоятельно. Доверьте эту задачу профессионалу. Он проведет полную диагностику не только внутреннего, но и наружного блока.

Если вы ранее сталкивались с этой проблемой, расскажите о своем опыте в комментариях ниже. Он будет полезен как для пользователей, так и для начинающих мастеров. Желаем удачи!

Залом трубок

Если обмерзает внутренний блок кондиционера, возможно причина в повреждении медных фреоновых трубок. Они соединяют внешний блок и внутренний, по ним циркулирует хладагент. Их можно «заломить» при обслуживании или монтаже кондиционера.

Если есть залом трубки, в этом месте снижается пропускная способность. Когда он расположен перед испарителем, в него попадает слишком мало хладагента. При расширении и вскипании его температура понижается ниже нормы.

Когда в испарителе переохлажденный хладагент, влага гораздо быстрее конденсируется и замерзает. В режиме оттайки лед не успевает превратиться в воду и уйти в дренаж. Постепенно он скапливается и радиатор испарителя все больше обмерзает.

Определить залом трубок самостоятельно можно только визуально. Для этого:

  1. Отключите кондиционер, дайте ему простоять 10 минут;
  2. Снимите с трубок теплоизоляцию;
  3. Осмотрите фреоновую магистраль на предмет заломов (см. фото).


Залом медной трубки, по которой циркулирует фреон, во время монтажа кондиционера.
Важно

Даже небольшой залом негативно влияет на компрессор. Ему приходится работать под повышенной нагрузкой. А это приводит к преждевременному износу и снижению срока эксплуатации. Ремонт и замена компрессора соизмеримы с ценой нового кондиционера!

Самостоятельно исправить залом медной трубки не получится. Поврежденный участок нужно менять полностью. Перед ремонтом необходимо будет спустить фреон, а после – вакуумировать систему и закачать в него новый.

Автоматическая диагностика

Заводской брак, плохая установка и неправильная эксплуатация- основная причина того, что внутренние части кондиционера выходят из строя раньше времени. С заводским браком практически ничего нельзя сделать, в других двух случаях есть шанс исправиться.

Надписи на дисплее и мигание лампочек поможет вовремя узнать о том, что появились определённые проблемы.

в кондиционере обычно говорят о поломках следующего характера:

  • Сломанный терморезистор, из-за чего отсутствует дополнительный температурный контроль.
  • Проблемы у ходового клапана.
  • Проблемы внутри вентилятора.
  • Скачки напряжения у наружного блока.
  • Превышенные параметры, связанные с энергопотреблением.
  • Неполадки с кабелем или схемой в связи с обменом данными.
  • Отсутствие защиты от повышенного напряжения.
  • Работа идёт одновременно и на тепло, и на холод.
  • Неисправность в терморезисторе наружной части.
  • Неисправный терморезистор внутренней части.

В инструкции дают точное определение для тех, кто заинтересован в расшифровке появляющихся кодов и обозначений. Это позволяет быстрее определить, что именно случилось.

Но далеко не каждый код имеет расшифровку для пользователей. С большей частью информации работают мастера, относящиеся к тому или иному сервисному центру.

Неисправности с компрессором и муфтой

Если радиатор на внешнем блоке забит грязью, эта часть конструкции может перегреваться. Отвод тепла затрудняется, повышается нагрузка на устройство. Отдельной проверки требует уровень давления в магистралях. Лишний хладагент надо стравить, если показатель выше нормы.

Никогда не исключают и вероятности того, что неисправным стал вентилятор у внешнего блока. Засор в капиллярных трубках – ещё одна распространённая причина, по которой в дальнейшем появляются неисправности. Замена одной из трубок часто решает возникшую проблему.

Есть и другие признаки, говорящие именно о поломках в данной части:

  1. Отказ компрессора запускаться, когда .
  2. Наличие масляных потёков на компрессоре.
  3. Скрип ремня компрессорного привода.
  4. Посторонние шумы.
  5. Снижение производительности.

Полная замена компрессора и ремонт относятся к сложным операциям, поэтому рекомендуется сразу обращаться к специалистам.

Но шум может рассказать как о проблемах в компрессоре, так и о неисправностях в приводе. Подшипник шкива с большой вероятностью стал источником, если шум раздаётся даже, когда прибор выключен.

При отказе компрессора запускаться также присматриваются к нескольким деталям механизма:

  • Муфта.
  • Реле.
  • Предохранитель.

С перегоревшим предохранителем проще всего справиться, в случае поломок его просто меняют на новый. Электромагнитная муфта изучается следующей, если предыдущие шаги не дали никакого результата.

Что касается самого компрессора, то у его поломок несколько причин:

  1. Пониженный уровень хладагента.
  2. Засорение системы.
  3. Полная закупорка.

Ремонт и замена компрессора – мероприятие довольно дорогое, потому к детали при эксплуатации рекомендуют относиться бережно, насколько это возможно.

При включении и мгновенном отключении устройства причина с большей вероятностью кроется в датчиках – испарения, либо температуры. Данные от температурных датчиков связаны с работой платы управления. Если система неисправна, информация отсутствует. И прибор считает, что текущему режиму работы не нужна корректировка по такому показателю.

Перегрев компрессора и его отключение часто происходят из-за сбоев в работе вентилятора. Обычно так происходит, если скорость вращения устройства меньше определённых заданных параметров.

Грязь и пыль могут появляться и в некоторых других частях:

  • Фильтр осушителя.
  • Радиатор наружного отдела.
  • Капиллярные трубки.

В таких ситуациях компрессор перестаёт включаться и нормально работать.

Длина фреоновой магистрали

У каждого кондиционера есть норма заправки хладагентом по весу. Но он зависит не только от модели. Большую роль играет длина фреоновой магистрали. Как правило, в комплекте со сплит-системой поставляют 5 метров медных трубок. Если расстояние между блоками больше, придется их наращивать.

Чем больше длина фреонового трубопровода между блоками, тем больше его объем. Если в кондиционеры с разной длиной магистрали заправить одно и то же количество газа, давление в системе будет разным. Кондиционерщики-дилетанты про это не знают или забывают.

Если после монтажа образуется лед на внутреннем блоке кондиционера, возможно, причина в нехватке хладагента. Определить самостоятельно это не получится. Для тестирования нехватки фреона нужно специальное оборудование и навыки.

Почему кондиционер вместо холодного дует теплым воздухом?

Следующим этапом будет проверка внешнего и внутреннего блока на загрязнение. Необходимо открыть лицевую крышку и проверить фильтра, а так же радиатор испарителя внутреннего блока кондиционера. Так же следует проверить испаритель уличного блока на наличие слоя пыли или тополиного пуха. Фильтры легко снимаются, и их можно мыть под струёй воды, а наружный блок можно почистить мойкой высокого давления, или на крайний случай пылесосом или парогенератором. Если на фильтрах образовался слой грязи – промываем, просушиваем, ставим на место и пробуем запустить заново.

Не помогло? Значит дело, все-таки в хладагенте. Самостоятельно исправить следующие проблемы не получится без вмешательства специалиста. Но мы подскажем, как точно выявить причину.

В среднем, за год использования кондиционера теряются до 10% хладагента, даже при герметичной системе. Хладагента может не хватать при двух случаях:

  • Кондиционер не обслуживался более двух лет
  • В кондиционере утечка хладагента

Если кондиционер длительное время не обслуживался, тогда стоит обратиться к специалистам для дальнейшего технического сервиса.

Зачастую случается утечка хладагента. Она вызвана халатностью и неопытностью монтажников. Из-за плохого вальцовочного соединения фреон просто выходит наружу. Если Ваш кондиционер проработал более одного полного сезона без проблем, скорее всего утечка отсутствует. Если срок работы сплит-системы меньше, тогда следует обратиться к фирме-установщику. Как правило, опытные фирмы дают гарантию на работы свыше двух лет. Если в системе есть фреон, но его просто недостаточно:

Обратите внимание на радиатор внутреннего блока. Он обмерзает и покрывается ледяной коркой. Так же возможен характерный треск при работе кондиционера

Так же возможен характерный треск при работе кондиционера

Так же обратите внимание на радиатор уличного блока. Он так же может покрыться шубой из снега Обратите внимание на сервисные краны уличного блока. Они так же могут покрываться инеем

Они так же могут покрываться инеем

Монтажники приехали на плановое обслуживание сплит-системы в холодное время. Почистили и замерили давление. Оно показало ниже. Решили заправить. При проверке кондиционер исправно работал. А вот в жару давление увеличилось, и компрессор попросту захлебывается. Так же передоз бывает при заправке без манометра, так сказать на глаз. В таких случаях самостоятельный ремонт не рекомендуется.

Причина №6. Кондиционер дует теплым воздухом. Полное отсутствие хладагента

Здесь все очень просто. Либо произошла утечка хладагента, либо его изначальное отсутствие. Полную заправку агрегата необходимо производить по весам (точный вес указан на крышке уличного блока), во избежание нехватки и передоза. Зачастую отсутствие хладагента в кондиционере бывает, когда фирма или монтажники пытаются выдать кондиционер, бывший в употреблении за новый. Очень часто такая история встречается в сетевых магазинах бытовой техники.

Так же кондиционер может попросту не справляться с заданной квадратурой, из-за низкой мощности. Но в любом случае температура должна понижаться, хотя бы не на много.

Как правило, исправная работа кондиционера на 80% зависит от правильного монтажа, и только 20% процентов отводятся на гарантийные случаи. Если Ваша сплит-система до сих пор не охлаждает помещение, это не беда! Просто позвоните нам, и мы Вас бесплатно проконсультируем.________
Наименование работСтоимость работ
3’500 рублей
2’000 рублей
от 1’000 рублей
от 3’000 рублей
от 4’900 рублей
от 1’000 рублей

К сожалению, такого рода неисправность чаще всего является следствием ненадлежащего ухода за кондиционером. Его нужно регулярно очищать от пыли и грязи самостоятельно, а также приглашать мастера для проведения более глубокой и полноценной чистки, желательно раз в год.

Вовремя производить чистку кондиционера — не слишком затратное ни по времени, ни по деньгам занятие. А вот если этого не делать, потребуется более сложный и дорогостоящий ремонт.

Грязь во внутреннем блоке

Фильтр не может полностью защитить начинку внутреннего блока от попадания грязи и пыли. Со временем они скапливается на решетке испарителя, вентиляторе, стенках. Из-за этого ухудшается теплообмен между хладоном и воздухом. Компрессору приходится работать более интенсивно, чтобы поддержать нужную температуру.

Из-за более частого включения и повышенных оборотов хладагент сильнее охлаждается при вскипании в испарителе. Влага конденсируется на грязном налете и кристаллизуется. Получившийся слой наледи постоянно увеличивается.

Определить, что решетки испарителя загрязнены несложно. Для этого нужно открыть панель внутреннего блока и снять фильтры-сеточки. Промыть внутренний блок сплит-системы можно самостоятельно. Процесс хорошо описан в этом видеоролике:

Основные причины, по которым кондиционер плохого охлаждает воздух

  1. Кондиционер может плохо работать из-за загрязненного теплообменника в блоке. Особенно детали кондиционера загрязняются в период цветения тополей, когда в воздухе витает много тополиного пуха. Также кондиционер может пострадать от уличного воздуха, слишком насыщенного газами транспортных средств, фабрик и заводов. Устранить проблему можно, пропылесосив грязные детали специальным пылесосом. Также можно применить керхер и вымыть фильтры давлением воды.
  1. Может сильно загрязниться вентилятор внутреннего блока. Вентилятор также вынимается с кондиционера и промывается в мыльной теплой воде. Высушивается и возвращается на место.
  1. Кондиционер может плохо работать из-за недостатка или отсутствия фреона. Устранить такую проблему можно заправив устройство специальным средством. Данную процедуру должен проводить только опытный специалист, который подберет наиболее подходящий способ заправки фреона из трех существующих.
  1. Может выйти из строя один из вентиляторов кондиционера, из-за поломки дополнительной платы или электродвигателя.
  1. Кондиционер плохо охлаждает помещение из-за поломки четырех ходового клапана, который переключает с режима охлаждения на режим обогрева. Если он действительно вышел из строя, его нужно заменить. Диагностировать и заменить его могут специалисты.
  1. Кондиционер может плохо выполнять свои функции из-за поломки компрессора. Его может заклинить или замкнуть. Также может поломаться реле или конденсатор. Если поломка в конденсаторе или реле, их можно заменить. Если же случалось замыкание компрессора придется поменять весь внутренний блок. Впрочем, при такой поломке устройство просто не включится.
  1. Могут начать неправильно работать датчики температуры. Они могут показывать неверные данные. Из-за этого плата управления не будет сигнализировать системе, что нужно включить компрессор. Если причина поломанные датчики, их следует поменять.
  1. Также датчики могут не работать из-за повышенного или пониженного давления.
  1. Кондиционер может плохо работать из-за засорения капиллярной трубки. Для устранения данной неисправности, капиллярную трубку чистят с помощью пресса или же впаивают новую. Если трубочка забилась конденсатом, ее чистят с помощью вакуумирования. Характерный признак данной неисправности – капает вода из кондиционера (внутреннего блока) или подозрительно не капает с внешнего.

Теперь вы знаете, в чем заключается низкая эффективность охлаждения кондиционера.

Если же техника полностью исправна, а в комнате как всегда жарко и повышена влажность, значит, вы неправильно выбрали модель, и кондиционеру не хватает мощности, чтобы охладить большое помещение.

Самое главное помнить, прежде чем начинать ремонтировать кондиционер, важно сделать диагностику его работы и определить действительную причину не исправности. Любая климатическая система проектируется для охлаждения внутренних помещений зданий в летнюю жару, но в центры по обслуживанию такой техники довольно часто поступают звонки от пользователей с одним и тем же вопросом: почему кондиционер не охлаждает? Причин нарушения исправной работы сплит-системы существует много, но в данном случае их не более десятка, и мы постараемся о каждом подробно рассказать. Любая климатическая система проектируется для охлаждения внутренних помещений зданий в летнюю жару, но в центры по обслуживанию такой техники довольно часто поступают звонки от пользователей с одним и тем же вопросом: почему кондиционер не охлаждает? Причин нарушения исправной работы сплит-системы существует много, но в данном случае их не более десятка, и мы постараемся о каждом подробно рассказать

Любая климатическая система проектируется для охлаждения внутренних помещений зданий в летнюю жару, но в центры по обслуживанию такой техники довольно часто поступают звонки от пользователей с одним и тем же вопросом: почему кондиционер не охлаждает? Причин нарушения исправной работы сплит-системы существует много, но в данном случае их не более десятка, и мы постараемся о каждом подробно рассказать.

Загрязнение конденсатора

На задней и боковой стенке наружного блока расположен конденсатор. Со временем его решетки забиваются пылью, листвой, тополиным пухом и т.д. из-за образовавшейся «шубы» хладон в конденсаторе не успевает остыть от потока внешнего воздуха.

Чтобы поддержать заданную вами температуру, компрессор начинает чаще включаться или повышать скорость работы (в зависимости от модели). При испарении в испарителе он охлаждается сильнее обычного. На решетках в большом количестве замерзает конденсат. Система оттайки не успевает с ним справиться.

Важно

Если вы производите чистку одного из блоков, не забудьте про второй. Это не займет много времени, но улучшит эффективность работы кондиционера. Чем чище испаритель и конденсатор, тем меньше нагрузка на компрессор. А соответственно, дольше его срок службы.


Загрязненный конденсатор в наружном блоке кондиционера, до и после очистки.

Шуба летом – это плохо

Для того чтобы кондиционер эффективно работал, он должен хорошо отводить тепло через наружный блок. Для этих целей ему служит радиатор. Со временем он загрязняется, на нем оседает грязь, пыль, тополиный пух.
Они создают своеобразную «шубу». Из-за нее радиатор плохо отдает тепло и кондиционер начинает плохо охлаждать помещение. Самый простой способ – промыть радиатор наружного блока с помощью обычного средства для мойки посуды.

Обязательно посмотрите, работает ли вентилятор. Если он медленно крутится или вообще стоит на месте – то даже чистый радиатор не сможет отдать тепло. Можно заменить моторчик вентилятора, но лучше вызвать специалиста. Найти хорошего мастера можно на портале по подбору частных специалистов.

Высокая влажность

Повышенная влажность в помещении – еще одна причина обмерзания испарителя во внутреннем блоке. Чем больше воды в воздухе, тем больше ее конденсируется на охлажденном металле. Соответственно, быстрее образовывается лед.

Чаще всего наледь на испарителе из-за высокой влажности образуется:

  • В сырых, подвальных помещениях;
  • На кухне во время приготовления блюд;
  • В помещениях, где работают увлажнители воздуха.

Определить, что именно высокая влажность стала причиной образования льда, сложно. Вот один из вариантов проверки:

  1. Отключите кондиционер;
  2. Дождитесь пока лед на испарителе растает;
  3. Включите кондиционер в режим осушения (Dry, Dehum, Dehumidify);
  4. Дайте проработать 5-10 минут;
  5. Включите кондиционер на холод.

Если лед перестал образовываться, или нарастает медленнее – проблема в повышенной влажности воздуха. Решить ее можно тремя способами:

  1. Повысить температуру кондиционера;
  2. Устранить источники влаги;
  3. Использовать дополнительный осушитель воздуха.

Если дует холодным

Итак, кондиционер настроен и включен на режим обогрева. Через 5-10 минут из его внутреннего блока должен подуть теплый воздух. Но этого не происходит, в чем же дело. Причины две:

  1. Неправильно была проведена настройка, поэтому попробуйте еще раз повторить все, что было сделано в первый раз.
  2. Что-то не так с самим кондиционером.

Если после повторной попытки настроить прибор на обогрев ничего не изменилось, значит, надо вызывать мастера. Самая часто встречаемая поломка – нехватка хладагента, то есть, фреона. Значит, в системе есть место, через которое фреон утекает. Его надо найти и запаять. После чего в кондиционер заливается хладагент. Своими руками это сделать невозможно, потому что в первую очередь для этого необходимы специальные приспособления, плюс сам фреон, который располагается в баллоне.

Не хватает воздуха

Недостаточный приток воздуха – одна из частых причин образования инея и льда внутри настенного блока сплит-системы. Кроме внутренних причин, существуют внешние. А именно – неправильный выбор места монтажа.

При любом режиме работы кондиционер втягивает воздух в верхней части и выдувает в нижней. Чтобы не было препятствий, не рекомендуется вешать внутренний блок под самым потолком. Также не должно быть препятствий исходящему потоку.

Допустимые расстояния вы найдете в документации к вашей модели. Но специалисты рекомендуют учитывать мощность кондиционера и высоту потолков комнаты. Ниже приводим минимальное расстояние от потолка до внутреннего блока:

Высота потолковдо 12 тыс. BTU12-18 тыс. BTU18-30 тыс. BTU
до 2,7 метра7 см10 см15 см
2,7-3,0 метра10 см15 см20 см
3,0-3,7 метра15 см15 см20 см
3,7+ метров30 см30 см30 см

Использование экрана для кондиционера тоже создает проблемы для распространения охлажденного воздуха. С экраном внутренний блок должен располагаться на 5 см ниже, чем без него.

Засор системы

В медных трубках фреоновой магистрали могут появиться отложения. Они сужают их диаметр в определенных местах, из-за чего происходят перепады давления. Из-за этого появляется изморось на испарителе, повышается нагрузка на компрессор, увеличивается потребление электроэнергии. Возможные причины засорения медных трубок кондиционера:

  • Залит некачественный фреон с посторонними примесями;
  • Заправлено дешевое масло;
  • Несоответствие компрессорного масла хладагенту;
  • При ремонте или монтаже в систему попали посторонние вещества.

Проверить состояние фреонового трубопровода самостоятельно не получится. Необходимо вызывать мастера. Если есть засор, можно продуть трубки, либо заменить на новые. При этом нужно заменить старое масло и хладагент.

Охлаждающий контур

Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

Поскольку все элементы системы соединяются металлическими трубопроводами, обеспечить полную герметичность контура практически невозможно. В местах соединений происходит т.н. «штатная» утечка фреона, за счет которой кондиционер теряет около 8% хладагента в течение года. Такая ситуация не представляет проблем и требует только периодической дозаправки системы фреоном в ходе регулярного обслуживания.

При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

  • Он не располагает необходимой аппаратурой для оценки количества оставшегося в системе фреона. Показатели, по которым он может судить о состоянии контура – температура трубопроводов и радиаторов, давление в системе. Однако и эти измерения требуют специальных приборов — как минимум, крепящихся к поверхности термометров и манометрического узла (коллектора) и навыков обращения с ними.
  • В некоторых случаях судить о месте утечки можно по потекам масла и налипанию пыли, однако такой метод нельзя считать достоверным и работающим во всех случаях.
  • Даже если потеря герметичности не вызывает сомнений, возникает проблема с поиском конкретного места утечки.

Для этого применяются различные методы:

  • Погружение в воду;
  • Использование мыльного раствора;
  • Применение ультрафиолетовых красителей и ламп;
  • Работа с течеискателями различных конструкций.

Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:


  1. Отключают сплит систему от сети.

  2. Проводят визуальный осмотр магистралей, уделяя особое внимание местам соединения, качеству завальцовки и целостности арматуры.
  3. При необходимости производят поиск мест разгерметизации (может потребоваться удаление фреона из системы, ее закачка азотом).
  4. Протечки ликвидируют заменой деталей, пайкой проблемных мест, обрезкой патрубков в местах соединений с повторной завальцовкой. Работы ведут на системе без хладагента.
  5. Проводят опрессовку контура.
  6. Выполняют вакуумирование.
  7. Заправляют систему фреоном.

При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

Поломка датчика (термистора)

Датчик температуры в сплит-системе регулирует ее работу. В инверторных вариантах он влияет на скорость работы компрессора, в обычных – на частоту и длительность его включения. В разных моделях кондиционера может быть от 2 до 5 в каждом блоке. Они измеряют температуру:

  • Хладагента;
  • Воздуха;
  • Электродвигателей вентиляторов;
  • Испарителя;
  • Конденсатора;
  • Наружного воздуха;
  • Компрессора;
  • Фреоновой магистрали.

Чтобы самому проверить состояние и работоспособность датчиков, необходимо измерить их сопротивление при разных температурах. Оно должно соответствовать указанному в документации. Если таких данных нет, придется искать характеристики термистора той же модели. Также вы можете ориентироваться на аналогичные кондиционеры модельного ряда.

Если вы не разбираетесь в электронике и устройстве кондиционера, лучше вызвать профессионала. Проверка датчиков температуры – довольно хлопотное дело. Небольшая ошибка приведет к нежелательным затратам на новый датчик.

Как происходит слив на практике?

Небольшой социологический опрос, проведенный среди пользователей кондиционеров, показал любопытную статистику.

На вопрос, куда вы отводите конденсат, были получены следующие ответы:

  1. Просто на улицу – 68%;
  2. В канализацию самотеком – 16%;
  3. В специальную дренажную систему – 8%;
  4. Какой такой конденсат? – 8%.

Разъясним суть сброса жидкости для непросвещенной последней категории владельцев сплит систем. Тем, кто не знает куда девается конденсат, образующийся в кондиционере, полезно почитать инструкцию на прибор. Она дает четкие указания по монтажу дренажного вывода от блока кондиционера.


Особого внимания требует проблема в больших частных домах с несколькими кондиционерами в разных помещениях. Организованное решение сбора конденсата следует принять на этапе проектирования климатической системы

Помнить об особенности климатической техники, вырабатывающей жидкость, следует не только при проектировании и монтаже. Следить за процессом отвода влаги необходимо и при эксплуатации кондиционера.

Прикрытые вентили

На наружном блоке кондиционера находятся сервисные вентили. Обычно они находятся внизу справа, на боковой стенке (см. фото). Через них медные трубки подключаются к наружному блоку. Сервисные вентили нужны для любых операций, связанных с:

  1. Эвакуацией фреона;
  2. Заменой хладагента;
  3. Отключением внешнего или внутреннего блока;
  4. Операций с фреоновой магистралью.


Расположение сервисных вентилей на наружном блоке сплит-системы.
Иногда после установки, ремонта или диагностики кондиционерщики не полностью открывают вентили для обслуживания. Из-за этого изменяется сечение трубопровода. Получаются перепады давления, фреон при испарении сильно охлаждается. Из-за этого влага быстрее замерзает на испарителе кондиционера. Как проверить, что причина обледенения испарителя в сервисных вентилях:

  1. Выключите кондиционер;
  2. Дождитесь, пока лед во внутреннем блоке растает;
  3. Открутите сервисные вентили на 2-3 оборота против часовой стрелки;
  4. Включите кондиционер на охлаждение.

Если лет перестал намерзать – проблема решена. Если он образуется, но медленнее – открутите вентили еще на 1-2 оборота. Повторяйте процесс, пока образование льда не прекратится, или не будет замедляться. Если испаритель все так же обмерзает – ищите другую причину.

Общая информация

Когда пользователи видят на внутреннем блоке иней или обледенение, они нередко впадают в панику. Еще бы! Лёд образовывается на кондиционере прямо в их квартире или офисе, а потом тает и стекает по стенам.

Мы удивим вас, если скажем, что порой легкая вуаль инея может образовываться при нормально работающем кондиционере. Конечно, лёд и стекающая по обоям вода не говорит ни о чем хорошем, но вот легкие следы инея не всегда сигнализируют о поломках.

Иней может образоваться в летнее время года, если аппарат работает в полную силу. Оттаивание начнется естественным путем, когда вы отключите кондиционер.

Также легкое обледенение может возникать, если вы используете кондиционер в режиме обогрева. Если иней почти не виден и быстро оттаивает, при этом конденсат без проблем удаляется через дренажную трубку на улицу, значит все в порядке и вам не стоит беспокоиться.

Обратите внимание! Иней или легкое обледенение можно увидеть только в том случае, если открыть декоративную крышку внутреннего блока . При этом иней образуется на испарителе. Если вы заметили обильное обледенение и оно заметно без снятия декоративной крышки, срочно вызовите мастера из сервисного центра!

Плохое вакуумирование

При монтаже сплит-системы, замене хладагента и других операциях с фреоновой магистралью необходимо ее вакуумировать. Это нужно чтобы удалить воздух из системы, в которую будет закачан фреон. Если магистраль не вакуумирована, в ней остается воздух и влага. Это приводит к снижению холодопроизводительности.

Хладагент, смешанный с воздухом, хуже отводит тепло из помещения и отдает его через конденсатор. Компрессору приходится работать более интенсивно, температура в испарителе понижается и на нем появляется лед.

Влага, содержащаяся в воздухе, в процессе работы кристаллизуется в лед. Он оседает на стенках системы и уменьшает их сечение. Льдинки также повреждают соединения, детали компрессора. Это приводит к появлению микротрещин и сокращает срок службы кондиционера.

Причина . Не торопимся ли мы?


Все кондиционеры, при включении режима обогрева очень долго находятся в ожидании. Большинство моделей производят запуск вентилятора через 10-20 минут. Эта функция называется «теплый пуск». То есть, кондиционер сначала прогревает фреон, а уж потом разгоняет его по системе. В моделях без этого дополнения происходит немного по-другому. Их запуск составляет примерно от 0 до 15 минут. Воздух подается, сначала прохладный, а уж потом, в процессе нагревается. Простыми словами – включаем, ждем до 20 минут. Если кондиционер не дует теплым воздухом или вообще не дует, переходим к следующему пункту.

Неисправность вентиляторов

В сплит-системе есть два вентилятора, в наружном и внутреннем блоке. Первый отвечает за охлаждение хладагента в конденсаторе, прогоняя поток воздуха через его решетку. Второй обеспечивает обдув помещения холодным воздухом.

Чем быстрее работают вентиляторы, тем эффективнее хладагент охлаждает помещение. Если крыльчатка в наружном блоке не вращается, или делает это медленно, фреон хуже отдает тепло. Компрессору приходится быстрее работать, хладагент в испарителе переохлаждается, что приводит к обледенению внутреннего блока.

Вентилятор в настенном блоке кондиционера отвечает за обдув. Он может стать причиной появления льда в двух случаях:

  1. Когда кондиционер находится во влажном помещении и вентилятор вращается быстро, через решетку испарителя проходит много воздуха. Влага оседает на поверхности решетки и превращается в лед.
  2. Если кондиционер находится в помещении с нормальной влажностью, а вентилятор медленно вращается, поток воздуха слишком слабый. Испаритель сильно охлаждается, конденсат на нем замерзает быстрее, чем может оттаять.

Определить скорость вращения можно визуально. Если вентилятор медленно крутится, есть три возможных проблемы:

  • На моторчик подается недостаточное напряжение;
  • Износился подшипник;
  • Образовался засор в месте соединения вала с моторчиком.

Решить проблему можно самостоятельно. Вам нужно снять панель блока и вентилятор. Затем оценить состояние вала и подшипника. При необходимости почистить их, смазать или заменить. Если это не поможет – проблемы с питанием. В таком случае лучше обратиться к специалисту.

Когда обмерзание трубок наружного блока кондиционера не является поломкой

  • Первое включение кондиционера после зимы. Трубки нередко обмерзают при первом запуске сплит-системы после долгого простоя. Дайте кондиционеру поработать час-другой. Возможно, трубки оттают и больше не будут обмерзать.
  • Легкий слой инея на трубках. Допустим при исправной работе сплит-системы на всех режимах и отсутствии «шубы» в наружном блоке. Небольшой слой инея превращается в слабый конденсат на трубках во время «отдыха» кондиционера.

Если же вы видите много льда во внешнем блоке, или наличие инея на трубках сочетается с плохим охлаждением кондиционера – вероятнее всего, речь идет о поломке.

Засорение фильтра-осушителя

Фильтр-осушитель находится между конденсатором и капиллярной трубкой. Его задача – вытягивать из хладагента влагу и абсорбировать ее. Также он задерживает примеси, содержащиеся в хладагенте и масле.

Забитый фильтр-осушитель снижает пропускную способность системы. Из-за этого фреон более интенсивно циркулирует по ней. Температура испарителя падает, и он покрывается наледью. Определить, что фильтр засорен, невозможно без его демонтажа.

Важно

При любых работах с фреоновой магистралью нужно проверять состояние фильтра-осушителя. Если производится дозаправка, замена хладагента или масла, нужно обязательно поменять фильтр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]